Много споров ведётся вокруг "Народной воли" и её методов борьбы за народное счастье. Большинство этих споров вызваны незнанием не только истории организации, но и обстановки, сложившейся в России во времена царствования Александра II. Я попробую высказать свою точку зрения на эти вопросы.
В середине XIX века в России сложилась идеология, основу которой составлял социалистический переворот, исходящий из крестьянской общины. Называлась эта идеология народничеством. Многие политики, включая Ленина, критиковали народничество, противопоставляя его марксизму. Но я напомню, что сам Карл Маркс в своём письме Вере Засулич поддержал идеи народничества: «…Анализ, представленный в «Капитале», не даёт, следовательно, доводов ни за, ни против жизнеспособности русской общины. Но специальные изыскания, которые я произвёл на основании материалов, почерпнутых мной из первоисточников, убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России…». Народники были правы, когда утверждали, что социалистические идеи марксизма справедливы применительно к Западной Европе. Это же утверждал и сам Маркс. Однако, не следует забывать, что природа русского крестьянства противоречива. С одной стороны, это обездоленный и трудовой класс. С другой стороны, это класс мелких собственников, которые отстаивают свои имущественные права.
Основными идеологами народничества были Петр Лаврович Лавров, Михаил Александрович Бакунин, Петр Никитич Ткачев. Лавров считал, что молодёжь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Он утверждал, что историю двигают критически мыслящие личности. А в своей критике они должны найти поддержку в народе. Лавров высказывался за создание революционной партии, которую должна поддерживать сочувствующая интеллигенция. Общественный идеал Бакунина заключался в замене частной собственности коллективной собственностью и коллективным трудом. Он выступал против любой государственности, в том числе и пролетарской. Это приводило к отрицанию политической борьбы. Бакунин исходил из того, что революция не нуждается в подготовке. Нужно только собрать воедино народные силы, что и требовалось от революционной молодёжи. Смысл учения Ткачёва заключался в том, что революции осуществляются меньшинством. Он не верил в революционные возможности крестьян. Ткачёв считал, что сильная конспиративная организация может захватить власть и овладеть системой управления, передав землю общинам, а фабрики, заводы, банки- государству. Для достижения этих целей действовать нужно немедленно, решительно, беспощадно подавляя врага.
Первые народнические организации объединяли представителей различных течений и появились в середине 60-х годов. Организация Н.А.Ишутина- И.А.Худякова (существовала в 1863-1866 годах) ставила первоочередной задачей подготовку переворота в экономике и общественной жизни на основе применения коллективной собственности и коллективного труда, но попытки организовать коммуны были неудачными. Часть ишутинцев придерживалась террористической тактики в борьбе с царизмом. В результате член организации Д.В.Каракозов совершил покушение на Александра II. Организация была разгромлена, а Каракозов казнён.
С конца 60-х годов Россия переживает серьёзные трудности в хозяйственном развитии, как результат реформ 1861 года. Положение народных масс значительно ухудшилось. К этому добавился недород в 1868 и 1869 годах и голод. Вот мнение Веры Фигнер: "По свидетельству всех экономистов, за целое двадцатилетие со времени освобождения крестьян не было предпринято ни одной меры к улучшению экономического быта народа; напротив, вся финансовая политика правительства была направлена на создание и поддержку частного капитала... Угнетая народ экономически, правительство оставляло все классы его бесправными в области политической: в лице более чем 10000000 сектантов и раскольников народ страдал от отсутствия свободы вероисповедания; фискальные и полицейские меры лишали его свободы передвижения; отсутствие свободы преподавания держало в вынужденном невежестве; народ был лишён всех способов заявлять правительству о своих нуждах и потребностях, так как не существует права петиций, и, наконец, вся жизнь народа была подчинена необузданному произволу администрации". В это же время в России растёт революционное движение. Оно ещё не является полностью революционным. Оно только ищет ответы на злободневные вопросы. Поиск ответов заставляет людей объединяться в различные кружки, организации единомышленников. Одной из таких организаций был кружок чайковцев, который был образован в 1869 году. Главным принципом членов кружка было нравственное достоинство. Теоретические доктрины и политические убеждения были вторичными. Члены кружка считали, что прежде чем стать революционером, надо быть высоконравственным человеком. Воспоминания Кропоткина: "Чайковский и его друзья рассудили совершенно верно, что нравственно развитая личность должна быть в основе всякой организации, независимо от того, какой бы политический характер она потом ни приняла и какую бы программу деятельности она ни усвоила под влиянием событий. Вот почему кружок Чайковского, постепенно раздвигая свою программу, так широко распространился по России и достиг таких серьёзных результатов". Членами кружка были Куприянов, Кропоткин, Перовская, Желябов, Клеменц, Чарушин, Синегуб и многие другие. Руководящим мотивом поступков чайковцев была идея долга образованной личности перед народом. Писались популярные книги для народа, велась большая работа в рабочей среде, ставился вопрос о создании народной партии. Кропоткин: "В то время, то есть в 1872 году, кружок не имел в себе ничего революционного".
Одним из результатов деятельности чайковцев стало хождение в народ в 1873-1875 годах. Идею данного движения хорошо выразил тот же Кропоткин: "А нам, детям бывших помещиков, по сию пору краска бросается в лицо при одной мысли о том, что делали наши отцы". У него же: "В начале шестидесятых годов почти в каждой богатой семье происходила упорная борьба между отцами, желавшими поддерживать старые порядки, и сыновьями и дочерьми, отстаивавшими своё право располагать собою согласно собственным идеалам. Молодые люди бросали военную службу, конторы, прилавки и стремились в университетские города... Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшера, народные учителя, волостные писаря... У всех их не было никакой ещё мысли о революции, о насильственном переустройстве общества по определённому плану. Они просто желали обучить народ грамоте, просветить его, помочь ему каким-нибудь образом выбраться из тьмы и нищеты, и в то же время узнать у самого народа, каков его идеал лучшей социальной жизни". Правительство ответило преследованием и судебными процессами. Процесс 193-х проходил с 18 октября 1877 года по 23 января 1878 года. Число арестованных превышало четыре тысячи человек. Даже близкий ко двору Победоносцев неодобрительно отзывался о том, как «повели это страшное дело по целой России, запутывали, раздували, разветвляли, нахватали по невежеству, по самовластию, по низкому усердию множество людей совершенно даром…» Нахватали, а потом не знали, что с ними делать. Их держали под стражей несколько лет. К началу процесса 97 человек умерли или сошли с ума. Три человека умерли во время процесса. Основным обвинением было участие в государственном перевороте. 90 человек было оправдано, 28 приговорены к каторге. Но даже такой приговор показался Александру II слишком мягким. Он санкционировал административную высылку для 80 человек из оправданных судом. Суд признал их невиновными, а царь вынес свой приговор. Особо отмечу ещё раз, что в данном случае не было никакого революционного движения. Более того, обратимся опять к Кропоткину: "Из южных губерний приехал однажды молодой человек с твёрдым намерением убить Александра II. Узнав об этом, некоторые чайковцы долго убеждали юношу не делать этого; но так как не могли переубедить его, то заявили, что помешают ему силой. Зная, как слабо охранялся в ту пору Зимний дворец, я могу утвердительно сказать, что чайковцы тогда спасли Александра II".
Реакция властей привела к тому, что в 1876 году была образована "Земля и воля". Первой акцией новой организации была демонстрация в Петербурге 6 декабря 1876 года, на которой выступил с речью Плеханов. Ответ правительства была предсказуем. Процесс 50-ти проходил с 21 февраля по 14 марта 1877 года. Обвинение: участие в тайном обществе с целью ниспровержения существующих порядков. Приговорили: на каторгу от 3 до 10 лет- 10 человек; ссылка в Сибирь- 26 человек; тюремное заключение и принудительные работы- 10 человек; заключение в смирительном доме- 1; оправданы- 3 человека. Предоставим слово Кропоткину: "В тот период царствования Александра II, о котором я говорю, Третье отделение было всесильно. Жандармские полковники производили обыски тысячами, ничуть не заботясь о том, если в России суды и законы или нет. Они арестовывали, кого хотели, держали в тюрьме, сколько им было угодно, и сотни людей отправлялись в ссылку в Северную Россию или в Сибирь по усмотрению какого-нибудь полковника или генерала. Подпись министра внутренних дел была пустой формальностью, потому что у него не было контроля над жандармами, он даже не знал, что они делают". Беру на себя смелость утверждать, что "Земля и воля" была вынуждена отвечать на насилие насилием. Нужно было организовывать побеги для своих товарищей; нужно было наказывать тех, кто в желании выслужиться терял человеческий облик. Власть стремилась запугать революционеров: их морили голодом в тюрьмах, унижали, избивали, выносили несправедливые приговоры, применяли внесудебное насилие. Посеявший ветер, пожнёт бурю. Сначала было принято решение о применении силы только в целях самообороны и при арестах. Потом было принято решение о наказании царских чиновников, которые применяли насилие и несправедливость в отношении революционеров. При этом приговор в отношении чиновника отменялся, если чиновник уходил в отставку.
Если в 1877 году было 11 политических процессов, то в 1878 году их оказалось уже 20, а в 1879 году- 30. По закону от 9 августа 1878 года сопротивляющиеся жандармам и полиции предавались военному суду, а по закону от 5 апреля 1879 года генерал-губернаторы могли любого из обвиняемых в государственном преступлении передать в военный окружной суд, когда они признают это необходимым. Александр II одобрил эти меры и требовал ужесточить наказания.
2 апреля 1879 года состоялось неудачное покушение на Александра II Александра Соловьёва. Он был членом "Земли и воли", но действовал по собственной инициативе. Это покушение раскололо организацию. Сначала состоялась встреча в Липецке сторонников террора 16-18 июля 1879 года. Потом был съезд в Воронеже, который зафиксировал раскол. Окончательный раскол произошёл на Петербургском съезде 15 августа 1879 года. Так появились "Народная воля" и "Чёрный передел". "Народная воля" была террористической организацией. Вера Фигнер: "Когда молодёжь обратилась к народу с мирной пропагандой, её встретили массовые аресты, ссылки, каторга и центральные тюрьмы; когда, возмущённая насилием, она наказала нескольких слуг правительства, оно ответило генерал-губернаторствами и казнями. С половины 1878 по 1879 г. Россия увидела 18 смертных казней над политическими преступниками. Государственная машина является при таких условиях настоящим Молохом, которому приносятся в жертву и экономическое благосостояние народных масс, и все права человека и гражданина... Террор сам по себе никогда не был целью партии. Он был средством обороны, самозащиты, считался могучим орудием агитации и употреблялся лишь постольку, поскольку имелось в виду достижение целей организационных". Из последнего слова Андрея Желябова: "Я буду резюмировать сказанное. Моя личная задача, цель моей жизни было служить общему благу. Долгое время я работал для этой цели путём мирным и только затем был вынужден перейти к насилию. По своим убеждениям я оставил бы эту форму борьбы насильственной, если бы только явилась возможность борьбы мирной, т.е. мирной пропаганды своих идей, мирной организации своих сторонников".
«Народная воля» провозгласила себя революционной партией, отстаивающей следующие принципы: народное представительство, располагающее всей полнотой власти; широкое самоуправление; экономическая независимость народа; самостоятельность крестьянского мира; предоставление земли народу, а фабрик и заводов- рабочим; демократические свободы; всеобщее избирательное право; замена постоянной армии территориальными формированиями. Главным препятствием для реализации своих принципов народовольцы считали политический строй самодержавия. Целью "Народной воли" был захват власти и передача её народу. 26 августа 1879 года Исполнительный Комитет "Народной воли" вынес смертный приговор Александру II. В ноябре 1879 года неподалёку от Москвы был осуществлён взрыв поезда с царской свитой, который вопреки обычаю был пущен впереди царского. ВВ феврале 1880 года С.Н.Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце. Лишь случайное опоздание к обеду спасло жизнь императору. 1 марта 1881 года приговор был приведён в исполнение.
Я много цитировал революционеров, которые воевали с правительством. Пора дать слово стороннику власти. Американец Джордж Кеннан посещал Россию в 1864-67 годах, 1870, 1884, 1885 и 1901. Он был настроен проправительственно, и поэтому имел возможность свободно передвигаться по стране и посещать различные учреждения. В конечном итоге он пришёл к выводу, что нужно дивиться "не тому, что административная ссылка создаёт террористов, а тому, что она ещё не сделала террористом весь народ".
Закончить историю "Народной воли" можно было бы письмом Исполнительного Комитета Александру III, но я приведу здесь другое письмо. Это обращение Исполнительного Комитета к американскому народу. 8 сентября 1881 года скончался от ран президент США Д.А.Гарфильд. Смерть президента явилась следствием покушения на него в Вашингтоне террориста Ч.Гито. Покушение было произведено из чувства личной мести. Убийцу предали суду и казнили. Независимо от мотивов, факт покушения имел политическое значение. Вот текст обращения, датированного 10 сентября 1881 года: "Выражая американскому народу глубокое соболезнование по случаю смерти президента Джемса Авраама Гарфильда, Исполнительный Комитет считает долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий, подобных покушению Гито. В стране, где свобода личности даёт возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей- в такой стране политическое убийство, как средство борьбы- есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия".
Восстание Пугачева.