Несколько слов о ТСЖ.

Основным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ в Российской Федерации, является федеральный закон "О товариществах собственников жилья", подписанный президентом РФ 15 июня 1996 года. Как и большинство наших законов, он хорош по содержанию и бесполезен на практике, потому что исполнительная власть ничего не делает, чтобы он был реализован. Например: в Санкт- Петербурге губернатор через своих чиновников сделал всё, чтобы ТСЖ не получили широкого развития, так как они угрожают местной мафии от ЖКХ, которая и привела губернатора к власти. Другой пример: господин Греф считает, что основной единицей в ЖКХ является квартира, на лицевой счет которой он и собирается перечислять дотации, компенсации и субсидии. Эта глупость приведёт к тому, что владельцы квартир никогда не договорятся о том, как им использовать эти деньги (да и суммы на счетах будут разные, что тоже будет являться предметом раздоров). С точки зрения государства было бы разумнее перечислять средства на лицевой счет ТСЖ, а те, кто не создадут ТСЖ к определённому сроку, будут лишены помощи государства. Это был бы первый и самый важный шаг в направлении создания эффективного самоуправления.

Я не буду полностью рассматривать закон. Это может сделать любой желающий самостоятельно. Я остановлюсь на некоторых моментах, которые являются принципиальными для местного самоуправления. Что же такое ТСЖ? Товарищество собственников жилья- некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. А что такое кондоминиум? Кондоминиум- единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нём жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (домовладельцев)- частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности. Эти два определения и дают нам возможность структурировать местное самоуправление как объединение ТСЖ, а само муниципальное образование- сумма кондоминиумов.

Люди будут объединяться в ТСЖ, если им это будет выгодно. А выгода может быть только в снижении издержек на содержание кондоминиума и улучшении качества коммунальных услуг. Всё это возможно, если ТСЖ сможет создать организацию типа ЗАО Траст. Но для создания такой организации нужно иметь достаточный объём востребованных услуг, при котором себестоимость работ будет наименьшей. Такой объём может быть только при обслуживании площади не менее 50 тыс. кв.м. Это значит, что или кондоминиум должен состоять из десятка домов, или ТСЖ должны объединиться, что предусмотрено законом. Местное самоуправление может взять на себя образование обслуживающей организации. Данная организация будет иметь постоянный фронт работ, что позволит ей работать планомерно и с минимальной прибылью, которая пойдет на развитие образования. Жильцы, через ТСЖ и местное самоуправление, смогут постоянно контролировать качество услуг. Деньги, которые они заплатят за услуги, частично вернутся к ним через развитие муниципального образования. Рабочие места в обслуживающей организации (в том числе и сезонные) помогут частично решить некоторые социальные проблемы. Например: кто не сможет полностью оплачивать коммунальные услуги, сможет часть их зачесть через работы на территории образования.

Статья 29 закона определяет права товарищества. Там есть пункт, который позволяет товариществу выполнять работы и оказывать услуги членам товарищества и продавать и передавать коммерческим и некоммерческим организациям оборудование, инвентарь и другие материальные ценности, иметь в собственности помещения в кондоминиуме. Кроме того, ТСЖ является юридическим лицом. Суммируя всё, можно сделать вывод, что ТСЖ являются идеальной базой для развития малого и среднего бизнеса. Если местное самоуправление сумеет возглавить работу в этом направлении, используя собственное имущество и объединяя усилия отдельных ТСЖ, то вопросы поддержки населением, финансирования, решения социальных проблем для него будет решены.

Все ТСЖ вынуждены решать вопросы финансирования. Это не только вопрос о том, где деньги достать, но и как их эффективно использовать. Каждое товарищество имеет фонд капитального ремонта и капитального строительства. Пока там наберётся сумма достаточная для производства работ, пройдут годы. И эти годы деньги будут обесцениваться. Но в масштабах всего муниципального образования это большие деньги, на которые можно даже построить жилой дом. Это даст возможность решить проблемы с жильём для населения образования, сохранить, как минимум, денежные средства и создать дополнительные рабочие места на объекте строительства.

На уровне жилого дома очень хорошо видна степень деградации нашего общества. Зайдите в наши подъезды и попробуйте ответить на вопрос о том, могут ли люди, которые живут в таких условиях, самоуправлять государством? Мы готовы написать кучу жалоб, провести десятки часов в очередях к чиновникам, но мы ничего не будем делать самостоятельно. Один мой знакомый решил навести порядок в подъезде, вымыл пол и вынес мусор. И какая была реакция соседей? Вы и сами знаете.

Наведение порядка в стране начинается с наведения порядка в своём доме. Наведя порядок в своём доме, организовав эффективное управление, можно приниматься за местное самоуправление. А укрепив местное самоуправление, можно браться и за государство. Другого пути или очередности нет!



Hosted by uCoz