Будущее самоуправления в России.

Прежде чем говорить о будущем самоуправления в России, сделаю одно замечание. В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано следующее: "Применение начал самоуправления возможно лишь при более или менее высоком уровне просвещения и культурности населения". В целом я согласен с этим, но хочу сделать несколько уточнений. Я заменю слово "просвещение" на "интеллектуальное развития", а "культурность"- на "нравственность". Тогда у нас получится, что самоуправление возможно лишь при более или менее высоком уровне интеллектуального развития и нравственности населения. Я считаю это основным законом развития самоуправления в России. Без эффективного самоуправления Россия, как государство, существовать не может, а самоуправление невозможно без интеллектуального и нравственного развития общества, что является основной задачей, на мой взгляд, стоящей перед российским обществом и о чем я писал на странице "Что делать?". Вывод: будущее самоуправления неразрывно связано с интеллектуальным и нравственным развитием нашего общества.

Как будет выглядеть система власти в России при эффективном самоуправлении? Во-первых, ни один политик, ни одна политическая партия не будут иметь будущего без поддержки органов местного самоуправления. Но на местном уровне значение политической демагогии минимально, нужны конкретные дела. Значит для того, чтобы иметь поддержку от местного самоуправления, политики и политические партии должны демонстрировать эти конкретные дела. А это значит, что в России полностью обновится политическая элита, так как современные российские политики умеют только красиво говорить (да и то не все). Такое же будущее ждёт и исполнительную власть.

Во-вторых, местные органы самоуправления в силах потребовать отчета от законодательной и исполнительной ветвей власти. В настоящий момент у нас власть вообще не отчитывается. Президенты, депутаты, губернаторы спокойно решают свои проблемы за счет народа, воруют, ограждают себя неприкосновенностью и плюют на своих избирателей. А когда придут выборы, то соответствующие избиркомы нарисуют нужные цифры. Так вот, система выборов должна быть под полным контролем местного самоуправления, а итоги голосования доступны любому гражданину и по любому избирательному округу. Все президенты, депутаты и губернаторы должны отчитываться перед своими избирателями не менее одного раза в год. Заслушиваться отчеты депутатов могут на собрании глав местных органов самоуправления соответствующего региона. По итогам отчета собрание выносит решение. Если собрание признает работу неудовлетворительной, то депутат лишается своего мандата и назначаются новые выборы. Для этого должны быть приняты соответствующие законы, которые будут приняты, если политики и политические партии захотят получить поддержку местного самоуправления. Президенты и губернаторы должны отчитываться перед соответствующими собраниями с такими же выводами. Президент страны должен отчитываться перед обеими палатами парламента, которые также должны вынести решение о его профессиональной пригодности. Данный пункт является самым опасным для любой власти в нашей стране, и из-за него власть будет бороться с местным самоуправлением всеми возможными способами и средствами.

В-третьих, государство не может быть сильным и богатым при нищем населении. Экономические и социальные вопросы могут быть эффективно решены только на уровне местного самоуправления. Малый и средний бизнес будет развиваться, если его поддержат органы местного самоуправления, потому что только они знают, что нужно людям и кто и на что способен. А чтобы органы местного самоуправления были заинтересованы в развитии этих видов бизнеса, они должны получать львиную долю налогов с них. Реформирование ЖКХ вообще невозможно без местного самоуправления и развития института ТСЖ. При каждом местном самоуправлении должна существовать коммерческая организация типа ЗАО Траст, которая будет осуществлять управление собственностью, оказание эксплуатационных услуг и организовывать строительные и ремонтные работы. Только местное самоуправление сможет решить проблему социальной справедливости, когда поддержку получат самые нуждающиеся в ней.

В-четвертых, только на базе местного самоуправления можно решить проблему наведения правопорядка в стране. Муниципальная милиция- один из путей. Сами жители лучше всего знают кто чем живёт, и если объединятся в желании наведения порядка в своём районе, то эффект будет очень значительным. Малые и средние предприятия, которые в настоящий момент являются основными поставщиками средств для криминала, будут находиться под особой опекой местного самоуправления, которое заинтересовано в их развитии. Занятость молодёжи, организация досуга подростков, реабилитация бывших заключенных, организация социальных работ для безработных- всё это зона ведения самоуправления, которая тесно связана с правопорядком. Я уже не говорю о народных дружинах.

В-пятых, местное самоуправление будет являться школой для подготовки кадров для управления страной. Только через местное самоуправление будет возможно выдвижение чиновников на более высокие должности, только через местное самоуправление будет возможно избираться депутатом. А для того, чтобы получить рекомендацию местных органов, надо зарекомендовать себя хорошей работой в местном образовании. Наступит время, когда на государственную службу не будут принимать без рекомендации органов местного самоуправления.

Но что необходимо сделать, чтобы в России появилось эффективное самоуправление? Во-первых, надо повысить интеллектуальный и нравственный уровень населения, без которого самоуправление невозможно. А во-вторых, нужно разработать грамотную структуру самоуправления. Когда мне приходилось общаться с депутатами муниципальных советов, то самый трудный вопрос для них был: "А чем вы управляете?". Пока органы местного самоуправления не поймут, чем они управляют, ни о каком самоуправлении говорить нельзя.

Большое значение в формировании законодательной ветви власти придаётся политическим партиям. Они занимают половину мест в соответствующих органах. Заставить какую-нибудь партию работать в интересах общества практически невозможно. В настоящий момент некоторые партии пытаются использовать местное самоуправление в своих целях, но в целом им наплевать на его будущее. Россия нуждается в партии местного самоуправления. Задачей этой партии должно быть построение эффективного самоуправления в стране. Пути достижения этой задачи: обучение людей основам самоуправления, консолидация общества, повышение интеллектуального уровня населения, укрепление нравственности. Любой желающий может легко домыслить: какие требования должны быть к членам партии, где основное поле деятельности партии, какова должна быть структура данной организации.

Власть хотела бы, чтобы органы местного самоуправления ограничились мусорными бачками, но у самоуправления- другая цель. Самоуправление будет эффективным, если сумеет дойти до каждой семьи как ячейки общества. Но количество семей в местном образовании достигает нескольких тысяч. Ясно, что между органами местного самоуправления и семьями должно быть промежуточное звено. Я считаю, что таким звеном может быть только ТСЖ. Схема достаточно проста: жители объединяются в ТСЖ, которые являются самостоятельными юридическими лицами; руководство ТСЖ делегирует своих представителей в органы местного самоуправления; органы местного самоуправления координируют деятельность ТСЖ, оказывают им помощь, регулируют денежные потоки в интересах всех жителей образования. Руководители ТСЖ должны сами решить, какие полномочия они готовы передать на уровень местного самоуправления.

В настоящий момент сложилась очень благоприятная обстановка для запуска данной схемы. Внедрение института ТСЖ идёт очень тяжело. Реальную помощь в этом вопросе могут оказать органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, не имеют поддержки со стороны жителей образований. Оказывая помощь в становлении ТСЖ, органы местного самоуправления докажут свою нужность жителям и подготовят плацдарм для своего будущего развития. Сделаю ещё один вывод: будущее местного самоуправления неразрывно связано с развитием института ТСЖ.

В 2003 году президент Путин встречался с представителями местного самоуправления. Очень негативную реакцию у него вызвало предложение об организации органа, который стал бы координировать деятельность органов местного самоуправления. Оно и понятно: кому же хочется делиться властью. Но как только в России возникнут эффективные органы местного самоуправления, возникнет необходимость в координации их деятельности на уровне субъекта федерации, федерального округа и страны. Все органы государственной власти будут этому противиться, но здесь и должна будет проявиться сила общества и эффективность самоуправления. Это и будет самым большим преобразованием нашей страны.



Hosted by uCoz