Заглянем в историю.

В борьбе за существование животные, вооружённые зубами и когтями, кажутся сильнее человека, но природа одарила человека двумя свойствами, которые делают это слабое существо сильнейшим на свете: разумом и обществом.

Сенека

Напомню прописную истину о том, что человек становится человеком только в обществе себе подобных. У знаменитого Робинзона Крузо был прообраз, который длительное время провёл в изоляции. За это время он почти полностью утратил человеческий облик. Был прообраз и у Маугли, только он так и не смог полностью приспособиться к жизни среди людей. Значение общества для человека трудно переоценить. На начальном этапе община помогала человеку выжить. Только внутри неё он мог чувствовать себя в относительной безопасности. Вместе легче было защищаться от врагов, вместе легче было добывать пищу. Вне общины человек погибал. Известны случаи, когда преступника, совершившего тяжкое преступление, не убивали, а просто изгоняли из общины. Я думаю, что в этом и кроется причина того, что люди относительно легко подчинялись общим правилам. Я бы назвал этот период вынужденным самоуправлением. По мере развития совершенствовались орудия труда, совершенствовались жилища, происходило разделение труда внутри общины. Отделились организаторские функции от производственных. Община преобразовалась в общество. Именно разделение труда и стало причиной образования общества, в котором каждый член общества нуждался в продуктах труда других членов.

Предвидя многочисленные возражения, хочу пояснить следующее: для меня не является важным взаимодействие семьи, рода, племени и т.д.; под общиной здесь я понимаю собирательное название всех объединений людей, которые предшествовали появлению общества. Что отличает общество от других объединений людей? Во-первых, общие интересы и цели. Во-вторых, организационная структура. В-третьих, единое общественное сознание. Можно возразить, что единство целей и интересов и является составляющей единого общественного сознания. В период февральской революции русское общество сплотилось вокруг общей цели, но имело ли оно единое общественное сознание? Может быть в этом и причина того, что это единство не было прочным. В Советском Союзе было единое общественное сознание, но различия в целях и интересах отдельных групп людей привели к тому, что и это общество развалилось (хотя правы будут и те, кто будет утверждать, что единого общественного сознания не было).

Управление общиной и обществом до появления государства является первым примером самоуправления людей. Данное самоуправление решало все вопросы, которые перед ним возникали. Если управление не справлялось со своими обязанностями, то его просто переизбирали. Никто извне не мог указывать местному самоуправлению, чем ему заниматься и кого ставить у власти. Управлять общиной и обществом было почетно, но и ответственно. Было очень стыдно перед своими соплеменниками не справиться с обязанностями. Стыдно было и навязывать свою кандидатуру на управленческие должности (как это не похоже на современность, а ещё говорят, что человечество преуспело в своём развитии). Через некоторое время в обществе начинает наблюдаться расслоение по имущественному признаку. Появляется понятие частной собственности. Точнее, частная собственность появляется с разделением труда. Начинают появляться зависимые члены общества, которые уже не могут быть свободными в своём выборе. В свою очередь богатые члены общества могут обеспечить своё существование самостоятельно. Принято считать, что власть прошла примерно такой путь: благодаря личным качествам, человек получал руководящую должность внутри общины и общества; благодаря своей должности, он укреплял своё материальное положение, получая лучшую долю добычи; благодаря материальным возможностям, он выделялся среди соплеменников, что укрепляло его власть; и наступал момент, когда человек отделялся от общества, сохраняя свою власть. С этого момента и начинает свою историю государство. Я не согласен с такой трактовкой, потому что в первых государствах ещё не был сформирован институт частной собственности, а государства уже существовали. У многих кочевых народов институт частной собственности существовал давно, а государства так и не образовались.

В.И.Ленин считал вопрос о государстве одним из самых запутанных. Я даже не буду пытаться его разрешить, выскажу только свою субъективную точку зрения. Практически нельзя отделить общество от государства. Раньше я указывал на то, что общество появилось до государства, но сколько оно просуществовало самостоятельно? Общество было порождено разделением труда, а государство? Первые государства Египта, Месопотамии, Китая, империя инков существовали, когда институт частной собственности ещё не сформировался. Государство появилось не благодаря частной собственности, но всегда действовало в интересах собственников, потому что их интересы совпадали. Прав был М.А.Бакунин, когда утверждал следующее: "Необходимо уничтожение государства, государства, которое с благословения церкви имеет своим назначением одно лишь узаконение, укрепление и охранение господства высших классов и эксплуатацию труда народного на пользу богачей". Государство и частная собственность взаимосвязаны, но не взаимозависимы. Существование одного не обуславливает существование другого.

Но как возникло государство? Я считаю, что государство возникло не из общества, а благодаря внешнему воздействию. Один народ захватывал земли и имущество другого народа, а чтобы держать порабощённых в повиновении, образовывал управляющую структуру, которая и превратилась в государство. Так уж получилось, что государство и местное самоуправление изначально решали противоположные задачи. Государство стремилось контролировать народ и территорию и препятствовало развитию общества. Местное самоуправление было заинтересовано в развитии общества, а значит и его членов. Основной целью государства было извлечение максимальной прибыли из захваченной территории, поэтому экономика всегда была окружена особой заботой. И современные государства озабочены исключительно развитием экономики. Для местного самоуправления экономика рассматривалась лишь как средство обеспечения развития общества. Иногда государство играло прогрессивную роль. Именно оно способствовало объединению общин и отдельных обществ в единое целое. Именно оно способствовало развитию материального производства. Сила государства определялась численностью армии, которая зависела от размеров государства. В этом основная причина создания империй, самые популярные государственные лидеры- полководцы. Характерным примером, доказывающим преимущества крупных государств, может служить война Рима с галльскими племенами. Галльские племена были достаточно развиты, имели даже города, но организационно ограничивались племенными союзами (эти союзы и являются прообразом государства). Эти союзы не смогли противостоять крупной государственной структуре и были разбиты войсками Цезаря. Галлы даже попытались объединиться под властью своего короля, которого они избрали, но король так и не смог создать полноценного государства и был казнён в Риме. Империи успешно воевали, но бездарно управлялись. Практически все империи погибли из-за внутренних раздоров. Почему? Потому что империи никогда не имели единого общества. Они состояли из большого набора обществ и даже общин, которые имели свои цели и интересы, свою структуру и своё общественное сознание. На начальном этапе государство не вмешивалось во внутренние дела общества, так как способы производства не позволяли содержать громоздкий государственный аппарат и наёмную армию.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что государство эффективнее общества. Этот вывод не совсем правильный. Во-первых, не всегда государство эффективнее общества. Государство Советский Союз проиграло войну государству Германии. И тогда государство было вынуждено обратиться за помощью к обществу и объявить войну народной. И советский народ победил и Германию, и немецкий народ. Бездарное управление государством часто заводит его в тупик и тогда на помощь приходит общество, которое, спасая себя, спасает и государство. Во-вторых, многое зависит от уровня развития самого общества. Чем сильнее общество, тем оно эффективней. Парадокс заключается в том, что в этом случае и государство становится более эффективным, но не сильнее общества. Как только государство сможет установить тотальный контроль над обществом, оно глупеет, подлеет и гибнет. Получается, что гибель государства заложена в его сути. Государство- самоуничтожающаяся система.

Может показаться, что моя теория появления государства, как захватнической силы, навязанной извне, противоречит практике. Существуют же национальные государства, которые не были навязаны захватчиками. Попытаемся рассмотреть этот вопрос. Прообразом государства являются объединения племён. Эти объединения чаще всего создавались с военными целями, наступательными или оборонительными, и здесь опять мы имеем дело с внешним воздействием. Во главе этих союзов становились военные лидеры. В своих общинах эти лидеры были подчинены местному самоуправлению (совету старейшин) и имели некоторую свободу действий только во время войны. А став во главе племенного союза, они получили большую свободу действий. Именно они были больше всех заинтересованы в том, чтобы этот союз продолжал существовать и после того, как задачи его создания были уже решены. Так и появляется государство. Если какое-то племя (или местное самоуправление) будет выражать недовольство, то всегда можно найти военную силу из другого племени, которая с удовольствием подавит это недовольство. Как известно, у соседей всегда много взаимных обид. И опять получается, что государство и местное самоуправление находятся во вражде. Но государству нужны солдаты и ресурсы, а то и другое может дать только община. Поэтому государство вынуждено считаться с интересами общины и общества, но оно не заинтересовано в усилении их.

О собственности. В общине нет предпосылок для возникновения частной собственности. В период бедствий местное самоуправление всегда может принять решение о конфискации излишков в интересах всей общины, а воины общины это решение претворят в жизнь. И кто в этих условиях будет развивать частную собственность? Другое дело, когда возникают государственные структуры. Частный собственник имеет ресурсы и этим он интересен государству. Частный собственник выступает врагом местного самоуправления и в этом он совпадает с государством. Государство берёт частного собственника под свою опеку. Но наступает момент, когда частный собственник захочет купить государство. Тут вариантов много: частный собственник захочет иметь свою армию, полицию, спецслужбы; частный собственник начнёт покупать должностных лиц; частный собственник организует подконтрольную политическую партию, которая попытается прийти к власти. И тогда начнётся гражданская война в самом государстве, которая заканчивается гибелью этого государства. И опять тот же вывод, что государство- самоуничтожающаяся система.

Но ведь государства такие разные? Они не разные, они в разных стадиях своего развития. Условно таких стадий можно выделить три: расцвет, стабилизация и упадок. Расцвет наблюдается тогда, когда интересы государства и общества совпадают. В это время в обществе господствует трудовая частная собственность. В этих условиях государство действует эффективно и вскоре избавляется от внешней угрозы. И государство переходит в стадию стабилизации. В этой стадии государству не нужно напрягать силы в военной области, и оно полностью переключается на внутреннее потребление. Это потребление ему может обеспечить эксплуататорская частная собственность. Но ЭЧС вступает в конфликт с ТЧС, и государство встаёт на сторону ЭЧС. В период стабилизации начинается война между обществом и государством. В стадии упадка против государства выступают и крупные собственники ЭЧС. Начинается период гражданских войн. Данные три стадии необязательно следуют одна за другой и необязательно всё заканчивается гибелью государства. Если во второй или третьей стадии появляется внешняя угроза, то роль государства может перемениться.

Вернёмся к государству, созданному победителями. Развивались средства производства, развивалось государство. Оно уже не ограничивалось только внешними функциями (оборона, дипломатия и торговля), оно имело силы для наступления на права общин и всего общества в интересах правящей элиты. Государство становится тормозом для развития общества. Почему? И тут на арену выходит собственник. Государство, подавив сопротивление побеждённых, должно управлять захваченной территорией для извлечения прибыли. Для этого к управлению нужно привлечь представителей побеждённого народа. Лучшими кандидатами для этого являются наиболее богатые люди. Они уже имеют состояния и им есть, что терять. Они уже испытывают на себе определённое отрицательное воздействие со стороны других членов общества, которые осуждают их, если не за богатство, то за те способы, которыми оно добыто. Они смогли обогатиться, значит, смогут обогатить и оккупантов. С этого момента интересы государства и собственников тесно переплетаются. Действуя в интересах собственников, государство вынуждено подавлять сопротивление эксплуатируемых (вторая стадия). Государство, появившись как институт порабощения одним народом другого, преобразовалось в институт порабощения эксплуататорами эксплуатируемых. Но этот тезис нельзя понимать как смыкание государства и частной собственности. Государство стоит над частной собственностью, частная собственность служит государству. Это доказывает пример Советского Союза и современной России, в которой государственная власть способствует увеличению состояния, но само состояние ничего не гарантирует. Государство пытается создать видимость единого общества, которое имеет общие цели и интересы. Государство способствует созданию отдельных гражданских институтов. Государство тратит огромные средства на внушение людям единого общественного сознания. Но все эти усилия направлены на одно: усиление власти самого государства. Эксплуататора и эксплуатируемого может объединить только ликвидация эксплуатации, а значит и ликвидация частной собственности, но государство при этом не исчезнет. Гражданские институты, созданные государством, действуют в интересах государства, а не общества. Единое общественное сознание базируется на священности частной собственности, на праве одних людей жить за счет труда других. Государство делает всё, чтобы никогда не появилось сильного, эффективного общества, которое станет угрозой самому государству. Всё чаще возникает конфликт интересов общества и государства. Война во Вьетнаме. Общество в США восстало против неё, и государство создало наёмную армию, которая мало зависит от общественного мнения. Гитлер, Сталин. Их режимы были направлены прежде всего на подавление и разрушение общества. Может быть государство не нужно и правы Бакунин и Кропоткин? Но кто будет осуществлять внешние и оборонные функции? В этом вопросе альтернативы государству нет, пока существуют другие государства. Нужно просто ликвидировать самостоятельность государства и поставить его на службу обществу. Не общество для государства, а государство для общества. А как это сделать?

Власть, встав над обществом, старалась ограничить его права. Многие функции стали принадлежать исключительно власти. Обществу оставили только те функции, которые были связаны с производством материальных ресурсов (но контроль за распределением материальных ресурсов государство оставило за собой). Власть старалась укрепить свои позиции с помощью образования и религии. Образование давало право на управление с точки зрения интеллекта. Для того, чтобы управлять, нужно обладать определёнными знаниями, а получить эти знания можно только с помощью образования и опыта. Общество было лишено и образования, и опыта. Религия давала в руки власти нравственные рычаги воздействия на общество. Практически во всех религиях власть была от бога. Служители культа приучали людей к повиновению.

Власть внутри общества является средством для достижения определённых целей. Власть вне общества сама становится целью. Достигнув своей цели-власти человек все свои силы тратит только на то, чтобы эту власть удержать. В Османской империи было принято после прихода к власти уничтожать всех своих близких, которые могли претендовать на трон. Мехмед III при воцарении уничтожил 19 своих братьев. Мехмед II после смерти отца приказал убить своего 9-месячного брата Амурата и нескольких других своих родственников. Иудейский царь Ирод казнил свою жену Мариамну и своих сыновей, а также устроил избиение младенцев в Вифлиеме из-за страха потерять трон. Римский император Каракалла убил своего брата и всех людей, которые имели с ним какие-то отношения. Римский император Нерон убил свою мать Агриппину. Данный список можно продолжать бесконечно. Я не привожу примеров из русской истории, так как подробно рассмотрел этот вопрос на другой странице.

Я не отношу себя к знатокам истории, но я сумел найти в её анналах единственный доказанный случай (судьба Александра I неизвестна), когда правитель добровольно отказался от власти. Это был Цезарь Гай Аврелий Диоклетиан Август, император Римской империи в 284-305 годах. Он поменял свой титул на занятие овощеводством и цветоводством. Чем же отличался Диоклетиан от других правителей? Да тем, что ему принадлежат слова о том, что самое трудное на свете- управлять государством. Это означает, что он относился к власти как к средству, с помощью которого управляют государством, а к своему титулу- как к обязанности управлять. Очень важно для каждого правителя понимать, что власть- это не право, власть- это обязанность. Государство, созданное собственниками для защиты их интересов, иногда превращалось в древнее чудовище, пожиравшее своих детей. Часто государство само становилось собственником, отнимая собственность у других. Восток даёт много таких примеров. А современная Россия? Оказывается, что государство может быть опасно даже для имущего класса.

Но времена менялись. Прогресс изменил нашу жизнь. Для того, чтобы иметь в своём распоряжении достаточное количество материальных ресурсов, власть развивала промышленность и должна была сделать доступным образование. Образованные люди перестали быть послушным орудием в руках власти. Они всё чаще стали вмешиваться в высшие государственные функции. Для них перестало существовать наследное право на власть. Они не признавали за знатью права на управление ими. Всё чаще они оказывались умнее своих правителей. Уже и религия перестала справляться с ростом недовольства существующим порядком вещей. Со своей стороны и власть не могла уже эффективно осуществлять все необходимые функции, так как окружающий мир значительно усложнился (история России 19 века очень ярко всё это демонстрирует). Если сначала с функциями власти справлялись абсолютные монархи, то сейчас с этими функциями уже не справляются даже коллегиальные органы управления. Особенно ярко это проявляется в сфере бизнеса, где на смену тоталитарному стилю управления уже давно пришёл командный.

Чтобы сохранить своё положение, власть пошла на расширение полномочий общества, отдавая ему незначительные функции. Почти везде в мире существует местное самоуправление, но нигде в мире оно не является истинным самоуправлением. Но мир продолжает развиваться, и власть всё чаще не успевает за этим развитием. Пришло время перевернуть пирамиду власти и поставить наверх местное самоуправление, которое само будет решать с какими функциями оно справится, а какие делегирует органам государственной власти. Пора переходить к общественной форме управления, когда в процессе управления принимает участие весь народ (или большая и лучшая его часть). Я бы назвал этот период осознанным самоуправлением. Но это возможно только при условии, что общество готово к такому управлению. В России оно не готово. За последние десятилетия мы не только не продвинулись вперёд в интеллектуальном и нравственном развитии, а заметно деградировали. Власти выгодно управлять глупым и подлым народом. Для того, чтобы сопротивляться оболваниванию, мы должны стремиться к самосовершенствованию, и в первую очередь мы должны учиться. В том числе мы должны учиться и самоуправлению.

Только при достижении обществом определённого уровня интеллектуального и нравственного развития возможно создание эффективного самоуправления, которое сможет поставить под свой контроль государство. Зачем нужен высокий интеллектуальный уровень развития общества? Для того, чтобы осознанно выбирать путь развития своей страны. Кухарка может не обладать способностями к управлению государством, но она должна обладать способностями сделать грамотный выбор и проконтролировать деятельность государственных структур. А зачем нужна нравственность? Для того, чтобы каждый человек, принимая то или иное решение, прежде всего думал об общем благе, действовал в интересах общества. Только в этом случае общество будем действительно сильным и сможет защитить интересы каждого своего члена.

Ещё несколько слов о развитии человечества. Так получилось, что с самого начала своего развития человечество уделяло основное внимание материальному производству. Я понимаю, что человеку надо что-то есть, что-то одевать, где-то жить. Но для чего человеку надо есть, одеваться и жить? Так получилось, что материальное производство, которое должно было удовлетворить потребности человека, само стало создавать новые потребности. Древние стремились получить в своё распоряжение свободное время, которое они могли бы использовать для духовного совершенствования. Философы средневековья создавали различные утопии, где люди реализовывали мечты древних. Современные люди уже даже не задумываются о духовности. Постоянно возрастающее материальное потребление- идеал современного общества. Человек продвинулся в технологиях, но стал ли сам человек лучше? Материальное производство нельзя наращивать бесконечно, ресурсы Земли уже близки к пределу. А что дальше? Глобальное правительство, которое будет действовать в интересах нарастающего потребления части населения Земли? Но и это правительство сможет просуществовать очень короткий срок. Экологическая катастрофа сметёт всех. Человечество может спасти только переориентация с материального на духовное потребление и материальный аскетизм. Самоограничение в потреблении материальных благ- вот закон выживания человечества. С этим современные государства, созданные производителями материальных благ, справиться не смогут. Если человечество хочет выжить, оно должно изменить существующую структуру власти. В конце данной страницы я представлю портреты некоторых государственных деятелей, ограничусь только концом прошлого века.

Каддафи Муамар

Родился в палатке простого бедуина. Тяжелые условия жизни воспитали стойкость перед трудностями, неприхотливость в быту. Преуспел в учёбе, проявляя завидное упорство. В 1965 году окончил военное училище, затем проходил переподготовку в Великобритании. В 1951 году Ливия получила формальную независимость, но оставалась фактически колонией и одной из самых отсталых стран мира. Желая освобождения своей стране, Каддафи выступил инициатором создания организации "свободных офицеров", которая 1 сентября 1969 года свергла монархический режим. Власть перешла в руки Совета революционного командования во главе с капитаном Каддафи, который стал полковником. Убрал военные базы, выдворил из страны итальянских колонистов, провёл поэтапную национализацию экономики и переход на плановое хозяйствование, реализовал программы социального развития общества (бесплатная медицина и образование). С 1977 года Каддафи генеральный секретарь ВНК (Всеобщего народного конгресса), предпочитает называть себя вождём. Автор третьей мировой теории, реализация которой и привела к кризису в начале 80-х годов. Снижение цен на нефть и бойкот заставили Каддафи осуществить поворот к либерализации экономики. Религиозен, не пьёт, не курит, внешне скромен.

Пока его деятельность согласовывалась с интересами общества, его управление было эффективным. Попытка реализовать свою третью мировую теорию не нашла отклика в обществе и привела к трудностям в руководстве страны. Нравственная чистоплотность позволяла оставаться лидером общества. Убит в 2011 году.

Броз Тито.

Родился в 1892 году. Отец- хорват, мать- словенка. С 7 лет работал пастухом. Учился в школе до 13 лет, мечтал стать портным, но с 15 лет работал официантом, потом был учеником слесаря. В 1913 году начал службу в армии, воевал на стороне хорватов против сербов. 21 марта 1915 года попал в плен к русским. Летом 1919 года женился на русской, не принимал участия в революции и гражданской войне. В 1920 году вернулся на родину и принял участие в политической борьбе, вступил в КПЮ. В 1928 году был осужден на 5 лет за членство в КПЮ (она была запрещена).

В 1932 году был выпущен на свободу, жена его бросила и уехала в Россию. В феврале 1935 года работал в Коминтерне в Москве, а потом за границей. С 1937 года возглавил КПЮ. 6 апреля 1941 года немцы атаковали Югославию, которая капитулировала 17 апреля. Часть югославской армии отказалась капитулировать и организовала движение четников. Коммунисты Броз Тито организовали свои партизанские отряды. В Югославии начались этнические чистки: хорваты уничтожали сербов. В резне принимали участие даже католические священники. Немцы вынуждены были даже защищать сербов. В этих условиях Тито пытался объединить четников и партизан, но успеха не достиг. Немцы начали убивать по 100 сербов за убитого немца и 50 за раненного. Четники прекратили борьбу, а партизаны продолжали. Партизанам пришлось воевать и с четниками. Партизаны Тито даже сжигали деревни, которые поддерживали четников, которые к этому времени заключили союз с немцами и итальянцами.

Сталин сначала поддерживал четников, так как не надеялся на победу Тито. Главным союзником партизан были англичане. Отношения с Москвой ещё более накалились, когда в Югославию вступила Красная Армия, которая начала бесчинствовать. Было изнасиловано несколько сот женщин, половина из них была убита. В 1948 году произошел окончательный разрыв Тито со Сталиным. Готовилось даже советское вторжение в Югославию. Тито развернул террор против оппозиции внутри страны. Около 12 тысяч коммунистов было сослано в лагеря.

После смерти Сталина Хрущев нормализовал отношения с Югославией. Тито всегда проводил самостоятельную политику, умело маневрируя между США и СССР. Он умело совмещал коммунистическую идеологию и свободный рынок. Пользовался иностранными кредитами. Маршал (1943 год), трижды Народный герой Югославии (1944, 1972, 1977), Герой Социалистического Труда (1950)- всё это говорит о том, что в Югославии был культ личности Тито. После его смерти в 1980 году Югославия начала переживать тяжелые дни, которые привели к распаду государства. Всё это говорит не в пользу Броз Тито. Но всё-таки власть для него не была целью, она была средством.

Бокасса Жан Бедель.

Родился 22 февраля 1921 года в большой семье, в которой было 12 детей. В шесть лет он осиротел. Образование получил в миссионерских школах, потом вступил во французскую армию. Принимал участие во Второй мировой войне. Окончив офицерскую школу во Франции, воевал в Индокитае. В 1959 году вернулся на родину в звании капитана.

В 1960 году Франция предоставила Центральноафриканской республике независимость в рамках Французского сообщества. Бокасса занимает пост начальника генерального штаба национальной армии. 1 января 1966 года армия совершает переворот и президентом страны становится полковник Бокасса. Французское правительство щедро поддержало нового президента в обмен на размещение своей военной базы.

После прихода к власти Бокасса повысил жалование военным более чем в 10 раз и за пять лет увеличил численность армии в 4 раза. После военного переворота была отменена конституция и распущено Национальное собрание. По 4-5 раз в год Бокасса устраивал перемещения в правительстве. К 1976 году он стал хранителем печати, министром обороны, министром государственных учреждений и социального обеспечения, министром торговли, министром промышленности и шахт, министром почт и телекоммуникаций, министром информации. О каком управлении государством можно говорить в этих условиях? Обнищание населения, голод, коррупция.

Бокассе показалось мало перечисленных титулов и он решил стать императором. 4 декабря 1977 года состоялась коронация императора Бокассы I. Одна корона стоила 5 млн. долларов. Пышность была ужасающая. И в прямом смысле слова: на банкете иностранным гостям подавали человеческое мясо. В тюрьмах для этого специально откармливали заключенных.

В империи царили жестокость и террор. Когда родители не смогли выполнить указание императора по закупке своим детям школьной формы, полиция просто убила этих детей. Самый эффективный способ борьбы с бедностью! В конце концов терпение даже Франции было переполнено и она сместила императора Бокассу. Его приговорили к смертной казни, заменили её пожизненной каторгой, позже амнистировали. Он умер 25 октября 1996 года от инфаркта.

Можно обвинять во всём Францию, но с Бокассой поддерживали контакты и Каддафи, и СССР он посещал в 1970 году. Учёба во Франции не стала гарантом не только высоких моральных качеств Бокассы, но и не гарантировала приверженности его простым человеческим нормам. Когда читаешь о таких правителях, то даже личность Бориса Николаевича Ельцина уже не кажется такой уж уродливой.

Норьега Мануэль Антонио.

Рано потерял мать, отец воспитанием сына не занимался. Сумел окончить медицинский факультет Панамского университета. Учился в военном училище в Чили, где был завербован ЦРУ. В 1962 году закончил училище. Принял активное участие в военном перевороте 1968 года. Возглавив военную разведку, стал вторым человеком в Панаме после генерала Торрихоса. Торговал оружием, наркотиками и сотрудничал с ЦРУ.

31 июля 1981 года при загадочных обстоятельствах гибнет генерал Омар Торрихос. Осенью 1983 года парламент Панамы принял закон о создании Сил национальной обороны, во главе которых встал Норьега. После этого его власть стала безграничной, а президенты- марионетками в его руках. Коррупция, контрабанда, наркотики, оружие. В общей сложности Норьега и его семейство за счёт государственной казны нажили состояние свыше 2 млрд. долларов. Активно торгуя наркотиками, Норьега сотрудничал с американским управлением по борьбе с наркотиками. В 1983 году он прибыл с официальным визитом в США на самолёте, загруженном кокаином.

США постепенно начали осознавать, что с Норьегой они совершили ошибку, и с 1987 года начали действовать по его смене. Было организовано покушение. В ответ Норьега 15 декабря 1989 года объявил войну США. 20 декабря США вторглись в Панаму. 26 американцев погибло, 300 было ранено, погибло несколько тысяч мирных жителей. 10 апреля 1992 года Норьега был приговорён к 40 годам тюрьмы.

Ясно, что с нравственной точки зрения Норьега не достоин быть руководителем государства. Он им и не был бы, если бы не поддержка США. За глупость своего правительства армия США заплатила жизнями своих солдат.

Кастро Рус Фидель.

Фидель Кастро родился в богатой семье. В 1941 году поступил в привилегированный колледж. Проявил себя как блестящий спортсмен, участвовал в драках, ходил постоянно с оружием. В 1945 году окончил колледж и поступил в Гаванский университет права. После окончания университета работал адвокатом. Читал "Майн кампф", Муссолини, Ленина, Сталина, Троцкого. К коммунистам относился без симпатий, но однажды пошутил: "Готов стать коммунистом, если меня сделают Сталиным."

В 1952 году после переворота Батисты ушёл в подполье. 26 июля 1953 года сторонники Фиделя попытались захватить казармы Монкада, но потерпели поражение. Кастро был приговорён к 15 годам тюрьмы. На суде выступил с речью: "История меня оправдает". 15 мая 1955 года был амнистирован под давлением общественности и уехал с товарищами в Мексику. 25 ноября 1956 года на утлом суденышке "Гранма" отправился на Кубу. Высадились 2 декабря в провинции Орьенте и попали в засаду. Длительная партизанская война, в которой ЦРУ симпатизировало Кастро и делало на него ставку. Партизанские отряды превратились в Повстанческую армию.

2 января 1959 года Батиста бежал из страны. В феврале Кастро Рус стал премьер-министром Революционного правительства Кубы. Пришлось покарать сторонников Батисты, реформировать образование и медицинское обслуживание, провести всеобщую национализацию, которую США восприняли в штыки.

В апреле 1961 года США организовали интервенцию против Кубы. Кастро лично руководил боевыми действиями. Действия США подтолкнули Кубу к СССР. 16 апреля 1961 года Фидель объявил, что Кубинская революция является социалистической (я думаю, что это был вынужденный шаг). ЦРУ несколько раз устраивало покушения на него.

Кастро сумел устоять и без помощи СССР, а это говорит о многом. Поддерживал национально-освободительные движения в Эфиопии, Анголе, Ливии, Никарагуа, Лаосе, Мозамбике, Алжире и т.д. Является лидером движения неприсоединения. Кубу посетил даже Папа.

В чём причина живучести Кастро? В его личности: умён, не использует власть в личных целях, гибок и способен изменяться в соответствии с обстоятельствами. Но этого мало. Секрет кубинского лидера раскрывает Че Гевара: "Он обладает качествами великого вождя, которые в сочетании с его отвагой, с его энергией и с его редкой способностью всякий раз вновь и вновь распознавать волю народа подняли его на то почетное место, которое он ныне занимает". Способность распознавать волю народа- это главный секрет Фиделя Кастро.

Пак Чжон Хи.

Родился в бедной крестьянской семье 30 сентября 1917 года. В 1942 году окончил японскую военную академию лучшим на своём курсе. Служил в японских войсках. После поражения Японии вернулся в Корею. За один год окончил курс Корейской Военной академии и в декабре 1946 года получил звание капитана. В 1948 году был обвинён в сотрудничестве с коммунистами и изгнан из армии. Во время Корейской войны снова был призван в армию. К концу войны получил звание бригадного генерала.

В марте 1960 года Южную Корею потряс политический кризис, связанный с подтасовкой результатов голосования. В ночь с 15 на 16 мая произошла "военная революция", во главе которой стоял Пак Чжон Хи. Перевороту не противилась действующая власть. Хунта ввела военное положение, распустила Национальное собрание, закрыла многие газеты и журналы. Страной стал управлять Высший совет государственной реконструкции в составе от 20 до 32 офицеров. Политические лозунги Пак Чжон Хи: национальное возрождение, укрепление национального самосознания и подъём национального духа, установление основ здоровой национальной этики, революционное преобразование человека, привить народу дух самоуправления. Любой из этих лозунгов актуален и для современной России.

Пак Чжон Хи расправился с оппозицией, меньшую часть расстреляли, в тюрьмах оказалось около 20 тысяч человек. Сумел в короткие сроки добиться активизации экономики, провёл успешную реформу образования. Короткое время просуществовали военизированные команды (трудовая повинность, где люди работали за скудный паёк). К лету 1963 года пришло время передавать власть гражданским, но Пак Чжон Хи хотел сохранить свою власть. Эта попытка вызвала возмущение в стране и давление со стороны США. Он был вынужден провести выборы 15 октября 1963 года и с небольшим перевесом голосов стал президентом. Провёл ряд мер, рассчитанных на развитие деревни. Являлся активным сторонником государственного регулирования экономики.

Экономическая ситуация в Южной Корее постепенно улучшалась, но экономический рост был достигнут огромным напряжением трудовых ресурсов страны: 10-часовой рабочий день, 6-дневная рабочая неделя, несколько суток отпуска в году. В 1964 году произошли массовые выступления вызванные дороговизной, коррупцией, нехваткой жилья. Они были подавлены войсками. Армия участвовала в войне во Вьетнаме. 3 мая 1967 года очередная победа на выборах. Пересмотр конституции позволил переизбраться в 1971 году. Новый пересмотр конституции. Недовольство подавлялось войсками. Погиб в ноябре 1979 года в результате покушения (был застрелен руководителем разведки).

У нас много говорят об экономическом чуде в Южной Кореи, но мало задумываются о цене этого чуда. Против руководителя государства был совершен террористический акт, но был ли другой способ отстранить Пак Чжон Хи от власти? Своей жаждой власти он свёл на нет всё то положительное, что сделал для своей страны в начале своего правления. Южная Корея от него устала. Хороший пример для российских политиков и президентов.



Hosted by uCoz