С другой стороны, последние исследования показывают, что 74% избирателей хотят, чтобы президент был умным, 58% желают иметь порядочного и честного президента, 49% считают основным политический опыт, 40% ставят на первое место волю. Последние два качества являются очень спорными. Один из самых опытных людей в нашей политике- Черномырдин, но едва ли найдётся много людей, которые захотят видеть его президентом. Главное не опыт, а способность человека извлекать уроки из своих и чужих ошибок. Воля вообще понятие двойственное, человек может быть и волевым, и вольным. Но первые два качества у меня не вызывают никаких сомнений: президент должен быть умным и порядочным. Но почему тогда наши желания не претворяются в жизнь? Почему наши избранники не соответствуют нашим желаниям?

Только умный человек может оценить ум другого человека. Только порядочный и честный человек может оценить порядочность и честность другого человека. Мало хотеть умного, порядочного и честного президента. Надо и самим быть умными, порядочными и честными людьми, чтобы сделать правильный выбор. Но это одна сторона медали.

Другая сторона состоит в том, что умный и порядочный человек не будет самовыдвигаться на пост главы государства. Это отметил ещё Платон в своём "Государстве". А вся выборная кампания у нас построена на том, что кандидат в президенты должен дать согласие на то, чтобы возглавить государство. Получается, что из глупых и подлых кандидатов, мы должны выбрать умного и порядочного президента. Едва ли такая задача выполнима. Возникает закономерность: чем умнее и порядочнее становятся избиратели, тем меньше их ходит на выборы; чем меньше умных и порядочных избирателей ходит на выборы, тем подлее и глупее становится выборный глава государства. И к чему приведёт такая закономерность? А она привела к избранию президентом страны Медведева.

Я не ходил на выборы в 2008 году, я их проспал и мне приснился сон. Я хочу его описать. Снится мне Владивосток. В его порту стоит 15 судов, которые собираются идти в Ленинград. Суда разные: и большие, и малые; и новые, и старые. Среди них выделяется теплоход "Россия". Именно ему предстоит быть флагманом предстоящего перехода, а капитану теплохода предстоит возглавить караван. Но вот какая проблема: на теплоходе "Россия" новый капитан, который не имеет опыта океанского плавания. Капитан Мишка Меченый не имеет опыта не только океанского плавания, он вообще не выходил в открытое море. Вся его служба проходила на портовом буксире. Как он стал капитаном океанского судна? Разгадка этого секрета мне недоступна. Капитаны других судов не стали возражать против того, чтобы Мишка Меченый возглавил переход. Каждый из капитанов считал, что такой флагман будет для него удобен, так как не будет совать нос в чужие дела.

Но Мишка Меченый был самолюбив и горд. Он решил доказать капитанам, что способен на самостоятельные решения. И таким его решением стало изменение маршрута. Обычно суда в Ленинград следовали через южные моря. Мишка решил следовать северным путём. Капитаны других судов пришли в ужас. Они стали доказывать, что этот маршрут опасен, что нужно учитывать ледовую обстановку. Они стали советовать Мишке Меченому почитать лоции. Но Мишка не любил читать лоции, он всю свою жизнь обходился без них. Чтобы перебороть капитанов, он обратился к простым матросам. Мишка им объяснил, что новым путём они быстрее доберутся до цели, сэкономят топливо, а сэкономленные средства поделят. Матросы его поддержали, и караван отправился новым маршрутом.

Сначала всё шло хорошо. Караван успешно миновал Курильские острова, Камчатку. При подходе к Чукотке стали встречаться отдельные льдины, потом целые поля. Суда стали застревать во льдах. Теплоход "Россия" продвинулся дальше всех, но и он застрял. С большим трудом ему удалось вырваться из ледового плена. Во Владивосток "Россия" вернулась в одиночестве. Другие суда решили дальше плыть самостоятельно. Да и капитан на "России" сменился. Власть перешла к боцману Емеле, электрику Рыжему и интенданту Колобку. Они обратились к команде примерно с такими словами: "Братва! Сколько можно терпеть этих прохвостов на капитанском мостике? Пора брать управление в свои руки. Народ лучше знает, что ему нужно. Старые капитаны водили нас на юг, новый капитан повёл нас на север. А где находится Ленинград? Он находится на западе. Так и нужно идти на запад, по Амуру". Всё было так просто и логично, что команда тут же избрала Емелю новым капитаном. Некоторые матросы высказывали сомнения в отношении того, что по Амуру можно попасть в Ленинград. Но их мало кто слушал. Тем более, что капитан Емеля объяснил команде, что Ленинград стоит на реке, а река эта и есть Амур, только там она называется Невой. Это объяснение всех успокоило, и теплоход "Россия" отправился в новое плавание.

Опять сначала всё шло хорошо. Никогда ещё матросы так весело не плавали. Емеля уничтожал капитанские запасы спиртного и команде не препятствовал веселиться. Каждый день интендант Колобок рассказывал, на сколько километров они приблизились к Ленинграду. Но вдруг Амур кончился. Конечно, кончился он не вдруг. Уменьшался Амур постепенно, а вдруг сел на мель теплоход "Россия". И вдруг куда-то исчезли Емеля, Рыжий и Колобок. Команда долго их искала, пока радист не поймал одну из ленинградских радиостанций. На её волнах Емеля, Рыжий и Колобок рассказывали, какой гениальный план они разработали, но осуществить его помешало то, что команда им досталась не та. Матросы были слишком ленивы, квалификацию имели не ту. Матросы очень обиделись на такие слова, но сделать уже ничего не могли.

Настала зима, теплоход вмёрз в амурский лёд. Команда потихоньку спивалась, продавая всё, что только было можно. Жизнь на теплоходе еле теплилась. Все ждали весны, и она пришла. Одним из весенних дней юнга Вовочка забрался на капитанский мостик и решил поиграть в капитана. Он надел капитанскую фуражку, подёргал ручки машинных телеграфов, покрутил штурвал. И вдруг теплоход сдвинулся с места. Команда почувствовала движение судна и высыпала на палубу. Там она увидела, что теплоход движется, а на мостике стоит юнга Вовочка. Команда прокричала дружное "Ура!" новому капитану. Конечно, Вовочка не имел никакого отношения к тому, что теплоход снялся с мели. Просто весеннее половодье сделало своё дело. Но кого это теперь волнует? Есть факт: капитан Вовочка привёл теплоход обратно во Владивосток. А что же дальше? Судно до сих пор стоит на рейде Владивостока. Оно уже изрядно проржавело, трюма его полны воды, команда продолжает разлагаться, втихаря продавая горючку, запасные части и т.д. Все уже забыли, когда последний раз выходили в море. На борту стали появляться новые люди. Капитан Вовочка назначил на все руководящие места своих корешей из школы юнг. Они-то и юнгами нормальными не успели стать, а тут такие должности. Старпомом стал Димка Модернизатор. Ему и решил Вовочка временно передать бразды правления. А потом... А потом я проснулся и не знаю, что стало с теплоходом "Россия".

4 марта 2012 года я опять проспал выборы президента. И опять мне снился теплоход «Россия». Теперь он оказался в открытом море. Погода была тихая, море спокойное. На мостике Вовочка с Димкой Модернизатором дерутся за то, кто будет капитаном; рулевой спит, облокотясь на штурвал; в каюте храпит пьяный механик; на загаженной палубе матросы с пассажирами играют в карты; в трюмах от борта к борту плещутся тонны воды; иллюминаторы отдраены, переборки и палубы негерметичны, большая часть технических средств не встрою. Теплоход имеет явный крен на левый борт. Пассажиры веселятся в барах и ресторанах, оставив своих детей на произвол судьбы.

Вдруг погода стала меняться: на горизонте собрались тучи, волнение увеличилось, ветер усилился. Но на «России» никто не заметил этих изменений. Неожиданно на теплоходе появился чёрный человек. Он поднялся на мостик и выкинул за борт Вовочку и Димку Модернизатора, отвесил рулевому такой подзатыльник, что тот разбил нос о штурвал. Потом чёрный человек сделал прокладку на карте и назначил новый курс. Затем он спустился на палубу и разогнал картёжников. Чёрный человек ни с кем не церемонился: он избивал всех, кто ему пытался возражать; он выбрасывал за борт всех, кто пытался ему сопротивляться. Теплоход преобразился: механик с разбитым лицом занялся материальной частью, осушением трюмов, герметизацией переборок и палуб; команда наводила порядок на судне, герметизировала иллюминаторы; бары и рестораны были закрыты, пассажиры разогнаны по каютам. В это время погода ещё ухудшилась, но на мостике стоял чёрный человек и команда в него верила. Я видел этого человека только со спины, и вот он начал медленно поворачиваться ко мне лицом и… В это время я проснулся.