Я знаю только то, что я ничего не знаю.

Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений?

Томас Стернз Элиот

Фраза, вынесенная в заголовок, замечательна по двум причинам. Во-первых, она принадлежит одному из умнейших людей нашей цивилизации. Этим человеком является Сократ. Во-вторых, (и это следует из первого) она наполнена глубинным смыслом. В чём же смысл этой фразы? Почему Сократ так явно демонстрирует своё незнание?

Я представляю себе человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание- это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё. To know everything is to know nothing. Мудрость начинается с того, что человек осознаёт размеры своего незнания. Океан вселенского знания безграничен, и человеку не дано постичь его. Сколько бы человек не получал новых знаний, то, что ему ещё предстоит узнать, будет бесконечно велико.

Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды. Даже таблица умножения, которую мы выучили в первом классе, оказывается может быть использована только в десятичной системе счёта. Ньютон устарел перед Эйнштейном, а взгляды Эйнштейна будут пересмотрены физиками будущего. И этот процесс бесконечен. Произнося свою знаменитую фразу, Сократ понимал несовершенство своего знания.

Несовершенство человеческих знаний и невозможность объять необъятное приводят к тому, что человек может быть уверенным только в своём незнании. Понимание своего незнания- высшая мудрость, доступная человеку.

Но человек не был бы человеком, если бы не стремился к невозможному. Познать непознанное и совершенствовать свои знания- это те цели, ради которых стоит жить и наличие которых отличает нас от животных. Посмотрите на ребёнка, который делает первые шаги в жизни. Какая у него жажда знаний! Сохранить эту жажду в течении всей жизни- сверхзадача, к которой должен стремиться человек.

Сократ нашёл свой способ постижения истины. Он отверг высказывание, что в споре рождается истина, и противопоставил спору диалог. Что лежит в основе спора? Попытка доказать оппоненту свою правоту. Но ведь знание человека несовершенно, а значит и правота- понятие относительное. Если ты считаешь себя умнее своего оппонента, то твой долг помочь ему приблизиться к истине. Ты должен встать на его позицию и вместе с ним пройти весь этот тернистый путь. Сократ вступал в беседы с простыми людьми и обсуждал проблемы, которые их волнуют. Это позволяло ему обогащаться знаниями своего собеседника и решать сложные проблемы без антагонизма и ненависти. Диалог, а не спор, беседа с человеком, а не с толпой- вот в чём секрет Сократа. Он понимал, что в толпе человек глупеет. Я думаю, что это понимают и наши политики. Поэтому они так любят выступать перед большими массами людей, так как на разговор с конкретным человеком у них явно не хватает интеллекта.

Гегель называл Сократа одним из первых диалектиков, потому что в своих диалогах Сократ стремился дойти до истины через отрицание ложного. Он выявлял противоречия, которые содержались в понятиях и определениях, он выявлял противоречия, которые содержались в умах людей. Он называл это испытаниями. Как Сократ дошел до своего диалектического метода поиска истины? Кант утверждал, что мыслить- значит вести диалог с самим собой. Сократ первым это понял. Он свой метод опробовал сначала на себе. Современники мудреца утверждают, что часто можно было увидеть Сократа, стоящего неподвижно и о чем-то напряженно думающего. Так он мог стоять часами. В это время Сократ думал или, согласно Канту, вёл диалог с самим собой. Отработав метод на себе, он пошёл к людям. К сожалению, это привело Сократа к смерти. Люди не простили ему своей глупости.

Зачем столько внимания уделять Сократу, который жил так давно? Человечество так сильно продвинулось вперёд, что знания древнего мудреца давно уже устарели. Так ли это? Сократ утверждал, что крайняя демократия, ратуя за неограниченную свободу, подготавливает нужду в тирании. Разве современная Россия не подтверждает истинность этого высказывания? Может быть, демократам в нашей стране следовало внимательней изучать наследие Сократа? Сократ видел основу благополучия государства в нерушимости законов, в повиновении граждан законам. Утверждение спорное, если не учитывать, что он понимал под словом "закон" слово "справедливость". Законное должно быть справедливым, а справедливое законным. А в России закон всегда входил в конфликт со справедливостью, поэтому русские люди всегда стремились к справедливости, но никогда не были законопослушными. Сократ был сторонником умеренной демократии, соблюдения законов, умелого руководства государством. Можно что-нибудь этому возразить?

Сократ жил в бедности. Почему? Он был умён, а в современном мире принято считать, что ум и богатство являются тождественными понятиями. Может быть, Сократ разделял взгляды киников, которые считали его своим родоначальником? Нет. Вспомним знаменитую фразу Сократа, сказанную Антисфену, который старался выставить напоказ дыру в своём плаще: "Сквозь этот плащ я вижу твоё тщеславие". Есть и другая фраза Сократа: "Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше". Я думаю, что церковники очень обрадовались бы этой фразе мудреца, но вынужден их разочаровать. По свидетельству Ксенофонта, Сократ связывал душу с умственной деятельностью, считая её лоном разума и мышления. И когда Сократ призывал к заботе о душе, он имел в виду мудрость, интеллектуальность и моральные усилия, а не святость. По Сократу, душа- источник благоразумия, сдержанности и самообладания. И до тех пор пока душа сохраняет контроль над телом и чувственными вожделениями, человек остаётся нравственным. Это первый аргумент в пользу того, что Сократ стремился ограничить свои потребности.

Другим аргументом является то, что Сократ считал, что для государства губительным является не только нищета граждан, но и богатство. Богатый человек является плохим гражданином, так как его заботит больше всего не благополучие страны, а сохранность собственного имущества. Кроме того, богатый человек меняет сферу своей деятельности, что наносит вред обществу. Земледелец, который нажил себе богатство за счет своего труда, перестаёт быть земледельцем; ремесленник перестаёт быть ремесленником. Общество теряет умелых людей, а приобретает тунеядцев. Так считал Сократ, и так поступал Сократ, так как у него взгляды, слова и дела соответствовали друг другу.

Как быть мудрым? Понимать, что твоё знание несовершенно и ничтожно мало; стремиться овладевать новыми знаниями; понимать, что твоя правда не является единственной и самой совершенной в мире; избегать споров, а стремиться к диалогу; говорить с человеком, а не с толпой. Я не считаю, что эти правила являются достаточными, но необходимыми они являются точно.

Пример преимущества диалога перед спором. Вечный спор между работником, который хочет получать как можно больше, и работодателем, который стремится платить меньше, чтобы иметь преимущество в ценовой конкуренции, заменим диалогом. Поставьте зарплату работника в зависимость от количества и качества его труда, дайте ему возможность участвовать в распределении прибыли предприятия, и конфликт исчезнет. Работник и работодатель будут вместе стремиться повысить производительность труда и увеличить прибыль. Спасибо Сократу!

Марк Аврелий.
Непротивление злу насилием.

Hosted by uCoz