Куликовская битва.

История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить.

Вячеслав Верховский

В русской истории много белых пятен, и одним из них является Куликовская битва. О ней ничего не известно достоверно кроме того, что она состоялась 8 сентября 1380 года между войсками темника Мамая и князя московского Дмитрия Ивановича. На этом достоверность кончается. Сколько войск участвовало в битве? От нескольких тысяч до полумиллиона. Сколько времени длилась битва? От нескольких десятков минут до четырёх часов? Нет единства даже в месте проведения битвы. Любые допущения возможны, потому что их нельзя проверить. Я попытаюсь высказать свою точку зрения на данное событие.

Начнём с генуэзских наёмников. Многие источники указывают на то, что в войске Мамая были пешие генуэзские наёмники. Если это так, то они должны были быть полностью уничтожены или взяты в плен, так как войско Мамая бежало, преследуемое русской конницей. В этих условиях у тяжёлой генуэзской пехоты не было ни одного шанса спастись. Взятых в плен потом должны были выкупать генуэзские колонии. Но дело в том, что генуэзские колонии очень подробно отчитывались о своей деятельности перед метрополией. И в этих отчётах нет ни слова о том, что несколько тысяч генуэзцев были наняты Мамаем, тысячи погибли или попали в плен. Для колоний это было бы очень значимое событие. Я делаю вывод о том, что на Куликовом поле не было генуэзской тяжёлой пехоты.

О численности войск. Мамай контролировал половину Золотой Орды. И даже меньше. Его территория простиралась от Днепра до правого берега Волги. Другая половина находилась под контролем Тохтамыша. После Куликовской битвы Тохтамыш подчинил себе всю орду, над которой нависла опасность со стороны Тимура. И сколько войска смог выставить хан объединённой орды против Тимура? Около двухсот тысяч. Можно сделать вывод о том, что максимальный военный потенциал Мамая не мог превышать ста тысяч воинов, и даже значительно меньше. Но напомню, что владениям Мамая угрожал Тохтамыш. Поэтому часть войска Мамая должна была остаться, чтобы противостоять войскам Тохтамыша. Я думаю, что войско Мамая состояло не более чем из 60-80 тысяч воинов. Это была огромная сила. А русское войско? Оно не могло быть значительно меньше. Некоторые источники указывают, что в полки принимали всех, без разбора чина и возраста. История сохранила имена двух московских монахов, взявшихся за оружие. Это Пересвет и Ослябя. Кстати, они не имели никакого отношения к Сергию Радонежскому, так как не числились в его монастыре. На Куликово поле вышла далеко не вся Русь. И прав был новгородский летописец, который считал войну с татарами личным делом московского князя. Эту мысль разделял историк Александр Щербаков. В битве не участвовали нижегородцы, тверичи, суздальцы, новгородцы и другие. А рязанский князь Олег выступил на стороне татар. Поэтому нельзя говорить о том, что под знамёнами московского князя собралась вся русская земля. Но в зоне влияния Москвы были обширные территории. Скорее всего русское войско, если и уступало татарскому, то незначительно. А вот качественно…

Князь Дмитрий Иванович принял бой в составе сторожевого полка. Зачем? А именно затем, чтобы воодушевить тех, кто впервые вышел на битву. Сторожевой полк принял на себя первый и самый страшный удар татарских войск и выстоял. И большая в этом заслуга московского князя. Кстати, возникает много вопросов к тому, зачем Дмитрий Иванович так далеко отошёл от своих земель? С одной стороны, он поставил своё войско перед жёстким выбором: победа или смерть. С другой стороны, возможно, что он стремился не допустить объединения татар с литовцами. Другая заслуга московского князя состоит в выделении засадного полка под руководством опытного Боброка. Какая была численность этого полка? Обычно в засаду выделялось до трети войска. В любом случае, счёт идёт на десятки тысяч. Засадный полк выполнил несколько функций. Во-первых, выделение засадного полка вселило излишнюю самоуверенность в Мамая, который явно недооценил количество русских войск. Во-вторых, нанеся неожиданный удар во фланг и тыл отборных татарских войск, засадный полк обратил их в бегство. В-третьих, засадный полк не участвовал в битве, что позволило ему участвовать в преследовании отступающего врага. Наибольшие потери войска несут при отступлении.

А где происходила битва? На Куликовом поле, но что из себя представляло это поле в те времена? Я уверен, что бредовая идея о полумиллионе воинов, собравшихся на поле, была рождена современным ландшафтом. В те времена вдоль всех русских рек росли густые леса, которые были потом истреблены хозяйственной деятельностью людей. Я думаю, что всё Куликово поле представляло из себя поляну, с трёх сторон окружённую лесом. Кроме того, неизвестно как располагались русла ближайших рек. Раскопки показывают, что все найденные предметы обнаружены на очень ограниченной площади.

Вдохновлял ли Сергий Радонежский князя Дмитрия на битву? Факты свидетельствуют о том, что с момента похода Мамая на Русь у Дмитрия Ивановича не было встреч с Сергием, но была встреча, когда московский князь приезжал в Троицкий монастырь на богомолье. Тогда игумен посоветовал ему искать мира с ордой «по старине», а в случае неудачи в заключении мира Сергий предсказал победу в битве. Московский летописец отметил, что на подходе к Дону Дмитрий Иванович получил грамоту от Сергия с призывом довести борьбу до конца. А где же был митрополит московский? И это самая большая тайна Куликовской битвы.

В 1354 году патриарх Филофей назначил на Киевскую митрополию митрополитом Алексия. В 1355 году константинопольский патриарх удовлетворил просьбу литовского князя Ольгерда об образовании особой митрополии на принадлежащих ему православных русских землях. В Литве водворился митрополит Роман. В 1356 году по настоянию Романа патриарх вызвал Алексия в Константинополь для окончательного раздела русской епархии. Всё решали деньги, и Алексий сохранил титул митрополита Киевского и всея Руси, а Роман стал митрополитом Малой Руси без Киева. Однако Роман отказался подчиниться постановлению и, опираясь на поддержку Ольгерда, провозгласил себя митрополитом Киевским. В 1358 году Алексий прибыл в Киев для осуществления своих прав и был пленён на два года. Иван Красный умер в возрасте 33 лет в 1359 году, оставив наследником девятилетнего сына Дмитрия Ивановича. Митрополит Алексий стал опорой для малолетнего князя.

В 1370 году патриарх Филофей подтвердил постановление, «чтобы литовская земля ни под каким видом не отлагалась от власти и духовного управления митрополита Киевского» Алексия. Но противоречия между Литвой и Русью продолжались, и тогда Филофей послал на Русь своего представителя иеромонаха Киприана. Сначала Киприан действовал совместно с Алексием, а потом встал на сторону Твери и Литвы против Москвы. Этим воспользовался литовский князь Ольгерд. Он предложил поставить во главе русской митрополии Киприана. И 2 декабря 1375 года Киприан был провозглашён митрополитом Киевским и Литовским. Кроме того объявлялось, что после смерти Алексия Киприан возглавит всю русскую церковь как митрополит Киевский и всея Руси. Это было серьёзным поражением Алексия. Москва отказалась подчиниться решению патриарха.

Но кто заменит Алексия после его смерти? Дмитрий Иванович остановил свой выбор на коломенском священнике Митяе. Не самый лучший выбор. Великий князь сделал Митяя своим духовником, а затем доверил ему государственную печать. Против кандидатуры Митяя выступил и митрополит Алексий, но в конце концов он вынужден был уступить. В Константинополе сменился патриарх, и митрополит Алексий направил посла к новому патриарху Макарию. Алексий просил назначить своим преемником не Киприана, а Митяя. Макарий удовлетворил просьбу.

12 февраля 1378 года в Кремле умер митрополит Алексий. Великий князь настаивал, чтобы церковь возглавил Митяй, но это увековечило бы раскол православной русской церкви на две половины- московскую и литовскую. Духовенство было против этого. Зная об этом, Киприан предпринимает попытку пробраться в Москву. Здесь он был схвачен и подвергся унижениям. Продержав Киприана два дня, его выслали из Москвы. Вернувшись в Киев, Киприан проклял Дмитрия и его бояр. Анафема пришлась на то время, когда московский князь разгромил мурзу Бегича на Воже. В это время церковные проблемы усугублялись. Митяю противостоял не только Киприан, но и епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который отправился за правдой в Константинополь. Туда же отправился и Митяй, который умер в дороге. В Константинополь прибыл и Киприан. Всё опять решили деньги, и Киприан был вынужден отказаться от своих притязаний. Митрополитом утвердили Пимена. Он не успел вернуться в Москву до Куликовской битвы. Получается, что русские войска возглавлял князь и бояре, проклятые церковью.

Всё было бы хорошо, если бы русские войска были разбиты. Тогда можно было бы утверждать, что Бог наказал московского князя и его воинство. А теперь церковникам нужно было срочно примазаться к победе. И появилось сказание о том, что Дмитрий Иванович дважды встречался с Киприаном и был благословлён им на битву. Вот такие метаморфозы. Кстати, 25 февраля 1381 года Дмитрий Донской направил в Киев своего духовника, чтобы призвать Киприана на митрополию в Москву. И 23 мая столица торжественно встречала нового пастыря.

Русская история большое внимание уделяет разгрому татар на реке Воже, как предтече Куликовской битвы, и на самой битве. Но была ещё битва на Синих Водах, где литовский князь Ольгерд разгромил ордынцев. Битва состоялась в сентябре-декабре 1362 года (точная дата не известна), место битвы также точно не известно, но хорошо известен ход битвы. Литовский князь разместил в центре пехоту (около 12 тысяч), впереди были выставлены копейщики с длинными копьями. Копья упирались в землю и встречали конницу противника. Фланги были выдвинуты вперёд, в засаде располагалась одна хоругвь. Татары располагали примерно 60 тысячами всадников. Они и обрушились на центр литовского войска. Копейщики остановили конницу. Их поддержали арбалетчики и метательные машины. Вперёд двинулись фланговые хоругви литовцев. Битва длилась весь день и закончилась победой Ольгерда.

8 сентября 1380 года лёгкая половецкая конница атаковала русские полки. В течение трёх часов она раз за разом устремлялась в атаку. Сражение протекало в неслыханной тесноте. Потери были огромные с обеих сторон. Наконец Мамай ввёл в сражение свой последний резерв- тяжеловооружённую монгольскую конницу. Монголы смяли полк левой руки. В этот самый миг воевода Боброк с московской дружиной и удельным полком неожиданно атаковали монголов с фланга, из засады. В ордынском войске вспыхнула паника, которая привела к повальному бегству. Историк Сергей Соловьёв писал об этой битве, что победа в ней была из числа тех побед, которые близко граничат с тяжким поражением. И такое определение связано не только с большими потерями среди победителей.

Почти сразу после Куликовской битвы в Москве появился посол от хана Тохтамыша, который потребовал покорности и уплаты дани. И тут необходимы пояснения. Получается, что хан Тохтамыш не собирался мстить московскому князю за поражение татар на Куликовом поле. Дело в том, что в период «Великой замятни» в орде за 20 лет сменилось 25 ханов. В это время вошёл в силу Мамай. Он начинал как темник при хане Бердибеке, женился на дочери хана. Вероятно, что он убил хана Тимура-Ходжу. В 1377 году Мамай утвердился в должности беклярбека (второго человека после хана). Фактически он и управлял ордой и ханом. Мамай происходил из древнего монгольского рода, но он не был потомком Чингисхана, поэтому не имел прав на ханство. Номинальным правителем был Булак-хан, который погиб в битве на Куликовом поле. Получается, что с точки зрения Тохтамыша война с Мамаем не была войной против власти орды. Но опьянённый победой князь Дмитрий Иванович отказался уплатить дань, за что и поплатился.

В 1382 году Тохтамыш пошёл большим походом на Русь. Хан взял Серпухов и вышел к Москве. Князь Дмитрий Иванович бежал в Кострому. И тут опять много вопросов к московскому князю. Какие требования выдвигает православная вера к православному князю? Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец, а наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. Когда турки в 1453 году осадили Царьград, жители города многократно обращались к императору Константину XI с просьбой оставить город, чтобы спасти свою жизнь. Но каждый раз император отказывался: «Как же я поступлю таким образом и покину священнослужителей, и церкви Божьи, и царство, и всех людей!… Нет, господа мои, нет, но да умру здесь с вами». И он погиб при штурме города. Так должен поступать православный правитель. Оставшись без предводителя, москвичи попытались обороняться, но духу у них хватило лишь на три дня. После чего они открыли ворота, поверив обещаниям хана. 26 августа 1382 года ордынцы вошли в Москву, перебили жителей, разграбили кремль, город сожгли. Князь Дмитрий прибыл на родное пепелище и велел хоронить убитых. Летопись указывает, что князь платил по рублю за погребение 80 тел и издержал на это 300 рублей. Весной 1383 года сын Дмитрия Донского доставил в ханскую казну «8000 сребра», выплату за несколько лет. Удовлетворённый Тохтамыш оставил за Дмитрием Ивановичем ярлык на великое княжение владимирское. И это был закономерный итог безрассудной политики московского князя.

Сергий Радонежский призывал князя замириться с Мамаем. Да и сам Мамай сулил Дмитрию мир, если он уплатит дань, как при Узбеке и Джанибеке. Но Дмитрию Ивановичу очень нужна была победа в битве над ордынцами, чтобы прославиться. Московский князь совсем упустил из виду набиравшего силу потомка Чингисхана хана Тохтамыша, правителя одной из частей орды. Мамай и Тохтамыш были непримиримыми врагами, которые были готовы воевать друг с другом. И кто одержал бы верх? Однозначного ответа нет. В любом случае они надолго забыли бы о Руси. А московский князь не только не потерял бы большого числа своих воинов на Куликовом поле, но имел бы время нарастить свои силы. Поражение ордынцев расчистило дорогу Тохтамышу. Но политические просчёты московского князя вскоре были забыты, а победа над Мамаем прославила Дмитрия Донского.

И ещё несколько слов о личности московского князя. Некоторые источники указывают на то, что князь был трусоват, что доказывает его бегство из Москвы при приближении Тохтамыша. А как же тогда участие Дмитрия Ивановича в битве в составе сторожевого полка? А было ли это участие? Якобы князь надел доспехи простого воина и был изранен в бою. Воинские доспехи- вещь очень индивидуальная и требует тщательной подгонки, поэтому никакого переодевания не было. И не было князя среди простых воинов сторожевого полка, так как он слишком бы выделялся среди этих воинов и стал бы лёгкой добычей для противника. Но где же тогда был московский князь во время битвы? Наиболее логичным было бы его нахождение там, где развивался княжеский стяг. Но татары прорвались через левый фланг русских войск и посекли всех, кто был в княжеской ставке вокруг знамени. Князя там не было. Скорее всего Дмитрий Иванович прятался где-то в тылу своих войск и не принимал участия в битве. Но это только одна из версий.



Hosted by uCoz