Диссиденты существовали во все времена. Все великие философы были диссидентами, Лев Толстой был самым великим русским диссидентом, все революционеры были диссидентами, но только в Советском Союзе возникло целое диссидентское движение. Почему оно так долго и успешно существовало, несмотря на то, что режим имел очень большой и успешный опыт по подавлению инакомыслия? ХХ съезд вскрыл некоторые факты из нашего прошлого, но не дал ответов на основные вопросы, главным из которых был следующий: почему всё это стало возможным в государстве, которое называлось социалистическим? Руководство государства делало вид, что такого вопроса не существует, но многие люди уже начали искать ответ. Искал его и Григоренко Петр Григорьевич. Фронтовик, генерал-майор, преподаватель академии, автор многих научных работ, он обнаружил, что наше руководство давно отошло от марксизма-ленинизма, а наше государство не имеет никакого отношения ни к коммунизму, ни к социализму. 7 сентября 1961 года он выступает на партийной конференции со своими взглядами, а осенью 1963 года организует подпольный "Союз борьбы за возрождение ленинизма". Это был очень серьёзный сигнал политическому руководству СССР, потому что Григоренко не был единственным. Многие люди думали как он, искали ответа на те же вопросы. Я думаю, что в это время и возникло решение создать контролируемое диссидентское движение.
Вам не нравится наша политика? Пожалуйста, примыкайте к диссидентам. Устраивайте митинги, ходите с плакатами, протестуйте- всё это для государства неопасно пока находится под контролем. КГБ знало, что делают диссиденты, что говорят, какие издания читают. Я думаю, что количество информаторов в той среде превосходит самые смелые предположения. Для режима были опасны люди, которые пытались мыслить самостоятельно. Были опасны люди, которые находились вне контроля КГБ. Недовольство существующим строем- это только первый шаг, следующим шагом становится поиск выхода из существующего положения. Это и является самым опасным. Григоренко перестал быть опасным для государства с 1966 года, когда вошел в круг московских инакомыслящих. С этого момента все его действия были под контролем. Да и опасные мысли Петра Григорьевича растворились в интеллигентском словоблудии его новых соратников, которые стремились создать себе громкую славу, а не кропотливо работать над достижением конкретных целей. Данная ситуация устраивала всех: возможность громко о себе заявить повышала социальный статус диссидентов, их самооценку; объединение всех инакомыслящих в одну кучу позволяло КГБ лучше их контролировать, выявлять опасные тенденции в их деятельности, изолировать наиболее выдающихся лидеров. Да и изоляция не была нужна, можно было дискредитировать этих людей сотней разных способов. Суммируя всё, беру на себя смелость утверждать, что государство само организовало диссидентское движение.
В 1968 году вышла в свет статья Андрея Дмитриевича Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Это была статья человека, который только-только вылез из кокона закрытого ядерного центра и пытается осмыслить действительность. В статье много наивного, поверхностного, сырого, но там есть существенная критика существующего в СССР режима. Там есть и обращение к Марксу и Ленину. Данную статью очень просто было бы разгромить сусловским идеологам, если бы статья не содержала раздела "Угроза интеллектуальной свободе". Сахаров обладал развитым интеллектом и знал то, о чем писал. Вот некоторые цитаты из статьи: "Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор. Однако существуют и очень серьёзные косвенные, лишь немногим более отдалённые опасности. Одна из этих опасностей- оболванивание человека ("серой массы", по циничному определению буржуазной футурологии) "массовой" культурой с намеренным или коммерчески обусловленным снижением интеллектуального уровня и проблемности, с упором на развлекательность или утилитарность, с тщательно охранительным цензуированием... А.Солженицын, Г.Владимов, Г.Свирский и другие писатели, выступающие на ту же тему, ярко показали, как некомпетентная цензура убивает в зародыше живую душу советской литературы; но ведь то же самое относится и ко всем проявлениям общественной мысли, вызывая застой, серость, полное отсутствие каких-то свежих и глубоких мыслей. Ведь глубокие мысли появляются только в дискуссии, при наличии возражений, только при потенциальной возможности высказать не только верные, но и сомнительные идеи". Был ли Сахаров антисоветчиком? Призывал ли он к свержению существующего строя? Нет, он был человеком, который пытался разобраться в интересующих его вопросах. Многие его мысли были сомнительными и спорными, но со временем он мог вырасти в выдающегося мыслителя-философа. Именно этого и постарались не допустить советские карательные органы.
Сахарова начали преследовать, ему не давали свободно высказывать свои мысли, открыто игнорировали его мнение. Всё это привело к тому, что он примкнул (его заставили примкнуть) к официальному диссидентскому движению, где его оригинальные мысли никого не интересовали. Диссидентская среда не способствовала развитию у Сахарова самобытного мировоззрения, он растворился в общей серой массе и стал рупором чужих идей. Диссиденты использовали его имя, игнорируя его идеи. Надо отметить, что определённая логика в действиях КГБ была.
Обратимся к архивам КГБ. По данным отчетов КГБ в 1961 году в СССР действовало 47 антисоветских групп, в которых принимало участие 186 человек; в 1965 г.- 58 групп (234 участника); в 1967 г.- 502 группы (2196 участников); в 1968 г.- 625 групп (2870 участников); в 1969 г.-733 группы (3130 участников); в 1970 г.- 709 групп (3102 участника); в 1971 г.- 527 групп (2304 участника). Обращает внимание на себя резкий рост антисоветских групп и их участников именно в 1967 году. В этом году было образовано 5 управление КГБ, которое стало заниматься идеологическими диверсиями. Группы диссидентов были сравнительно малочисленными, только некоторые из них достигали нескольких десятков человек. Было много групп по 2-3 человека. Но что из себя представляли эти группы? Под определение антисоветской группы могла попасть любая пьяная компания, так как в ней рассказывались антисоветские анекдоты и критиковался советский общественный строй. Можно предположить, что КГБ искусственно завышал количество диссидентов с целью вымывания идеологической составляющей. Чем больше разного сброда будет зачислено в диссиденты, тем отвратительней для большинства советских людей будет это движение. Кроме того, повышалась роль самого КГБ. А он тогда работал очень успешно: за первое полугодие 1962 года из 2522 авторов антисоветских листовок и анонимных писем, распространённых в СССР, сотрудниками КГБ было выявлено 1039 человек (41,5% раскрываемости), а в первом полугодии 1965 г. этот показатель составил уже 65%. Эти данные свидетельствуют о том, что КГБ очень плотно контролировал диссидентское движение и совсем не стремился его уничтожить. Всего было осуждено около тысячи диссидентов, к смертной казни было приговорено 19 человек, казнено- 6. Самыми популярными статьями были: статья 70 УК- 233 человека (антисоветская агитация и пропаганда); статья 72- 100 человек (организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений или участие в антисоветской организации); статья 142- 236 человек (нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви); статья 190- 133 человека (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй); статья 227- 109 человек (посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов).
Но существует и другая статистика. С 1956 по 1960 годы было осуждено по политическим мотивам 4676 человек; с 1961 по 1965 годы было осуждено 1072 человека; с 1976 по 1980 годы- 347 человек. Общее число лиц, осуждённых по статье 70 и статье 190 УК РСФСР в 1956-1987 годах, составило 8145. Не надо забывать и того, что с 1969 года для борьбы с диссидентами стала широко использоваться психиатрия. Только в институт им. Сербского за 25 лет было направлено органами госбезопасности 370 человек на освидетельствование. При этом следует учитывать, что психиатрическая экспертиза проводилась не только в этом институте. Какие данные являются истинными? Получается, что больше половины осуждённых по политическим мотивам были приговорены с 1956 по 1960 годы, когда о диссидентах и речи не было. Приведу пример из жизни. В посёлке недалеко от Ленинграда подростки поспорили, и один из них пробрался в сельсовет и нагадил на столе председателя. Подростка довольно быстро вычислили, и он получил большой срок по антисоветской статье. Являлся ли он диссидентом?
После развала Советского Союза диссидентское движение вышло на свет и оказалось, что всё руководство КПСС и КГБ являются тайными диссидентами: Ельцин заявляет, что он всегда боролся с коммунизмом; Путин давно понял, что идеи коммунизма являются ущербными; Гайдар, Чубайс, Явлинский, Новодворская, Боннэр и многие другие- все они выступили единым фронтом. Весь народ застыл в ожидании, что эти идейные борцы сейчас откроют истину, укажут путь, по которому следует идти в светлое завтра. Но этого не случилось. Оказалось, что никаких конструктивных идей у этих диссидентов нет. Они очень много болтали о свободе слова, хотели, чтобы их услышали, а когда им предоставилась возможность говорить, то сказать им было нечего. Очень жалко выглядел на трибуне академик Сахаров, который что-то лепетал, глядя в бумажку; Новодворская превратилась в пугало со своими постоянными призывами вешать коммунистов; остальные диссиденты бросились по-быстрому разворовывать всё то, что было создано ненавистными коммуняками и презираемым народом. Оказалось, что диссидентское движение, как идейное течение, погибло вместе с Советским Союзом, что ещё раз доказывает мою мысль о том, что оно и было создано при участии государства
Но нельзя всех мерить одной меркой. Была незначительная часть людей, обладающих собственным мировоззрением, способных к свободомыслию. Эти люди были ненавистны и государству, и официальным диссидентам. Эти люди обличали и обличают и советское государство, и современную Россию, и диссидентское движение, потому что и советскому государству, и современной России, и диссидентскому движению наплевать на свой народ. Быдло, совки, безмолвные рабы- это наиболее мягкие эпитеты, которыми наша диссидентствующая интеллигенция награждает народ. Она считает народ скотом, а себе присвоила функции пастухов. В этом она не является оригинальной: царь с высшей аристократией считали так же; номенклатура с партийной элитой считали так же; современная элита считает так же. Выступая против государства и презирая свой народ, диссидентское движение не только не поколебало устои власти, но и способствовало укреплению этой власти, так как способствовало появлению и развитию мнения о том, что этот народ обречен на постоянное рабство и не достоин другой судьбы. И только незначительная часть диссидентов считала своим долгом служение своему народу. Эта часть диссидентов по-настоящему преследовалась государством. Нет, их не уничтожали, их изолировали от их народа, высылая на Запад. Там они попадали под пресс той интеллигенции, которая знать не желала о каком-то русском народе и признавала только тех, кому принадлежат следующие цитаты (из книги Игоря Ростиславовича Шафаревича "Русофобия"): "Россией привнесено в мир больше Зла, чем какой-либо другой страной"; "Собственная национальная культура совершенно чужда русскому народу"; "Страна, которая в течение веков пучится и расползается, как кислое тесто, и не видит перед собой других задач"; "Страна без веры, без традиций, без культуры"; "Россия- Мать, Россия- Сука, ты ответишь и за это, очередное, вскормленное тобою и выброшенное на помойку дитя"; "Старое противоречие между "беспочвенной интеллигенцией" и народом предстаёт сегодня как противоречие между творческой элитой и оболваненными и развращенными массами, агрессивными по отношению к свободе и высшим культурным ценностям"; "Помимо тонкого слоя европейски образованной и демократически настроенной интеллигенции, корни диссидентского движения натолкнулись на толщу вечной мерзлоты"; "Любовь к народу гораздо опаснее (чем любовь к животным): никакого порога, мешающего стать на четвереньки, здесь нет". Ещё несколько мыслей о своём народе: "рабство в крови их"; "холуйская смесь злобы, зависти и преклонения перед властью"; "скот с человеческим лицом". Такие высказывания приветствовались на Западе. Можно смело утверждать, что советское государство высылало истинных диссидентов на Запад для перевоспитания. Любовь к своему народу и готовность ему служить воспринимались той властью как самая страшная крамола.
Ярким подтверждением изложенных мыслей может служить судьба Александра Исаевича Солженицына. Фронтовик, офицер, награждён орденом Красной Звезды, он был осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1956 году был реабилитирован. В 1966 году обращается в Союз писателей с требованием упразднить цензуру. В 1969 году его исключают из Союза писателей, а после 1973 года его лишают гражданства и насильно вывозят из страны. Уже через несколько лет нахождения на западе в выступлениях Солженицына стали проскакивать антизападные высказывания. С этого момента он стал не интересен западной пропаганде. В 1990 году за "Архипелаг ГУЛАГ" ему присуждена Государственная премия, от которой он отказался: "Эта книга- о страданиях миллионов, и я не могу собирать на ней почет". 27 мая 1994 года Солженицын вернулся в Россию. В 1998 году он был награждён орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу». Кстати, Солженицын и Сахаров встречались, но не нашли общего языка, что не является удивительным: Солженицын обладал собственным мировоззрением, а Сахаров пользовался исключительно чужим мнением, мнением своей жены. Как в этих условиях можно найти общий язык? Но самое удивительное заключается в другом: в современной России организована травля Солженицына. Его обвиняют даже в связях с КГБ. А кто обвиняет? Кто кричит громче всех на базаре, чтобы держали вора? Почему Солженицын так раздражает современную элиту? Потому что он обвинил и диссидентов, и интеллигенцию в бездуховности. Для них он нашёл новое определение- "образованщина". Солженицын является нравственным лидером для всего народа и моральным укором для всех тех, кто считает себя элитой.
Кого можно считать диссидентом? Дословный перевод данного слова означает, что диссидент- это инакомыслящий, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми. Из определения можно сделать несколько выводов. Во-первых, диссидент обязан обладать способностью мыслить. Далеко не все, кого называют диссидентами, обладают этой способностью. Во-вторых, диссиденты изначально должны принадлежать к определённой группе единомышленников, которые разделяют общие идеи. А потом уже у них, в результате мыслительного процесса, появляются критические идеи, которые и делают их диссидентами. Диссиденты всегда находятся в меньшинстве, но качество идей не определяется количеством их сторонников. Ни антисоветская, ни антикоммунистическая деятельность не являются диссидентскими. Солженицын был диссидентом, потому что изначально он был марксистом, а уже потом поменял своё мировоззрение и перестал быть диссидентом.
Наиболее типичным диссидентом был Александр Александрович Зиновьев, хотя он про себя говорил, что никогда не был диссидентом, его упорно зачисляли в диссиденты. И в этом он во многом прав. Зиновьев начал с того, что студентом состоял в террористической группе, которая имела целью убийство Сталина. Был арестован, бежал, скрывался, воевал. Окончил войну в звании капитана, летал на штурмовиках. Член КПСС с 1953 по 1976 годы. В 1976 году в Швейцарии вышла книга Зиновьева «Зияющие высоты», которая была признана антисоветской. Автора лишили всех наград, научных степеней и изгнали с работы. Ему предложили выбор между заключением и выездом за границу. Зиновьев выбрал выезд за границу и 6 августа 1978 года был выслан в ФРГ. Александр Александрович был ярым критиком советской системы и либеральных ценностей. И он же выступал против разрушения Советского Союза. В 1999 году он имел возможность получить нобелевскую премию, но для этого ему нужно было выступить с антикоммунистическими заявлениями. Зиновьев отказался и вернулся в Москву. Всю свою жизнь Александр Александрович был коммунистом. Он хотел убить Сталина именно из-за того, что он предал коммунистические идеалы. Он критиковал советскую систему и её руководителей именно из-за того, что они предали марксизм-ленинизм. И тут Зиновьев прав: не он был диссидентом, диссидентами были Брежнев, Суслов, Андропов и многие другие. Кстати, если в это же время вдруг ожил бы Владимир Ильич Ленин, то и его причислили бы к диссидентам и выслали из СССР.
Истинных диссидентов в СССР было очень мало. Их не было свыше десятка тысяч, которые были осуждены по разным антисоветским статьям. Их не было и около тысячи. В лучшем случае их было несколько десятков человек. Но именно эти несколько десятков человек могли изменить нашу страну в лучшую сторону, если бы их не преследовали, а к ним прислушались. Истинные диссиденты избрали ненасильственную идейную борьбу, опираясь на коммунистическую идеологию и апеллируя к советским законам. А советские правители привыкли с трибун провозглашать одно, а в жизнь претворять совсем другое. Они не были способны ни к каким мыслительным усилиям. Они могли только преследовать, сажать, высылать.
Фундаментом марксизма-ленинизма является диалектика, которая полностью исключает диссидентство, так как противоречие составляет её суть. Где нет противоречия, где противоречие преследуется, там нет диалектики. В Советском Союзе не было диалектики, а был сусловский вульгарный марксизм. Но если не было диалектики, то не было и марксизма-ленинизма.