Оскорблённое православие.

На Западе Церковь без Бога, в России Бог без Церкви.

Ключевский В.О.

В конце февраля 2012 года несколько глупых представительниц слабого пола устроили акцию в храме Христа Спасителя. Они с амвона исполнили какую-то песенку. Эта акция осталась бы незамеченной, если бы не вопли руководства РПЦ и оскорблённых православных. Оказывается, что миряне не имеют права выступать с амвона. В этой статье я и хочу разобраться с оскорблённым православием.

Почему я присвоил себе право быть арбитром в этом вопросе? Дело в том, что я не являюсь теистом в том смысле, который в это слово вкладывают церковники, и я не являюсь атеистом в том смысле, который в это слово вкладывают материалисты. Я с уважением отношусь к Иисусу Христу, считая его одним из величайших философов, продолжателем учения Сократа. Такая позиция позволяет мне более объективно взглянуть на суть конфликта. Кроме того, я немного интересовался историей православия в России, что позволило мне прийти к некоторым выводам, которыми я и хочу поделиться. Сразу уточню свою позицию в отношении церкви. Церковь необходима нашему обществу и большинству людей как институт нравственного воспитания. Другой вопрос: насколько РПЦ соответствует этому предназначению?

Начну с оскорбления. В Афинах был человек, который постоянно обзывал Сократа, а тот никак на это не реагировал. Ученики спросили Сократа, почему тот пропускает оскорбления мимо ушей. Мудрец ответил: «Если вас лягнёт осёл, будете вы лягать его в ответ? Если вас облает собака, будете вы облаивать её в ответ?» Я думаю, что данная притча ясно показывает, что оскорбление возможно только между равными. Если акция глупых представительниц слабого пола оскорбила руководство РПЦ и православных, то это означает, что они находятся примерно на одном уровне нравственного и интеллектуального развития.

В чём состоит учение Христа? Основных положений немного: все люди равны перед Богом; предназначение человека в бесконечном, всестороннем, духовном совершенствовании; господство духовного над материальным; к людям нужно относиться так, как относишься к себе (возлюби ближнего своего). Можно что-то добавить, но я думаю, что и этого будет достаточно. Быть сторонником Христа- это значит следовать согласно этим основным положениям. Те, кто старается следовать учению Христа, и называются христианами. Те, кто не следует данному учению, христианами не являются. И в этом нет никакого оскорбления. Но есть и те, кто называет себя христианами, а действует не в соответствии с учением Христа. Вот здесь и появляется истинное оскорбление Христа, христианства и православия.

Как обстоит дело с равенством перед Богом в современной РПЦ? Почему можно выступать с амвона Филиппу Киркорову в Вербное воскресенье? Почему закрывают храм Ильи Пророка для простых мирян при проведении «великосветских» крестин? Почему критика патриарха Кирилла и РПЦ является богоборчеством? Почему Всеволод Чаплин, объявляя себя православным, одобряет и призывает к убийству? Почему РПЦ полностью игнорирует мнение православных общин? Почему руководство РПЦ явно отдаёт предпочтение материальному перед духовным? Почему РПЦ пресмыкается перед светской властью? Разве всё это не оскорбляет Христа, истинных христиан и православие?

Оскорблением православия было и то, как оно навязывалось Руси. С какими словами обратился Владимир к киевлянам в 988 году? Он сказал: «Если не придёт кто завтра на реку- будь то богатый или бедный, или нищий, или раб- да будет мне враг». Ничего себе добровольное крещение! В 991 году Новгород «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём». Ну, окрестили людей насильственно, а что дальше? Разве сунув язычника в воду и надев на него крест, можно получить христианина? Нет, нужна длительная миссионерская работа, а её не было. Первыми священниками на Руси были греки, которые не знали русского языка. А когда появились русские священники, они просто проводили службы и не занимались проповедями. Часто они были неграмотными, поэтому были не пригодны для миссионерской работы. Поэтому на Руси утвердилось не православие, а «обрядоверие». Для христианства главным является внутренняя духовная работа, для «обрядоверия» главным является посещение церкви, соблюдение постов, ношение крестов и т.д. Именно сторонников «обрядоверия» и оскорбили глупые представительницы слабого пола.

Но вернёмся к крещению. Осквернялись языческие капища, людей крестили насильно, сопротивляющихся убивали. Тысячи язычников покинули Русь. А служители культа? Легенда гласит, что князь Владимир, приняв христианство, отменил смертную казнь. Но воспротивились церковники, которые доказали князю, что христианство допускает смертную казнь. И что на это сказал бы Иисус Христос? Летописи сохранили свидетельства того, как церковники требовали от светских властей жестокости в отношении тех, кого они объявляли еретиками. При этом часто светские власти оказывались гуманнее властей церковных. Получается, что православие принесло на русскую землю не любовь, а жестокость. Разве это не является оскорблением православия?

В XI веке в Новгороде прославился архиерей Лука Жидята. С одной стороны, он освятил новгородскую Софию. С другой стороны, в летописях отмечается его жестокость. В это же время проживал игумен Печерского монастыря Феодосий, прославившийся своей праведной жизнью. В монастыре была общая трапеза, общие работы, общие моления, даже одежда была общей. Ведь Христос учил о равенстве всех перед Богом. Быт в монастыре был суров: в обычные дни ели хлеб с водой, бедность была сознательным монастырским принципом. Ведь Христос учил о господстве духовного над материальным. Сам Феодосий строже всех исполнял все правила, продолжал работать, когда другие уставали. И кто ближе современной РПЦ? Получается, что на Руси изначально было два православия: материальное и духовное.

Страшным бедствием для Руси стало нашествие орд хана Батыя. При всём убожестве князей, они достойно встретили врага. Ни один русский город не сдался без боя. А духовенство? Разделило ли оно судьбу своей паствы? Митрополит Иосиф бежал, оставив свою кафедру во Владимире. Также поступили: епископ рязанский, епископ ростовский Кирилл, епископы галичский и перемышльский. Но на этом позор русского православного духовенства не кончается. И в последующее время служители культа повели себя так, что у завоевателей не было желания притеснять их: с церковных амвонов русских православных храмов зазвучали призывы к прихожанам безропотно принимать новую власть, служить ей верой и правдой, проявляя покорность и евангельское смирение. За это РПЦ получила весомые льготы. Мало кто знает, что православные митрополиты получали в орде особые ярлыки, в которых оговаривались привилегии в замен за освящение ханской власти. И всё это не является оскорблением православия?

Наиболее типичным представителем духовного православия был Сергий Радонежский. В 1342 году он стал монахом и пустынножителем. В обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Длилось это несколько лет, а потом стали приходить другие люди. Когда пришлых стало 12 человек, пустыня превратилась в монастырь. Сергий стал игуменом. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле- означало вести жизнь добродетельную, но нужно ещё добавить соблюдение «телесной и душевной чистоты», умение молчать, трудолюбие, смирение, беспрестанное служение Богу. Игумен запрещал просить милостыню, братия должна была жить своим трудом. Поначалу монастырь следовал нормам так называемого «особожития». Каждый должен был заботиться о себе. Сергий не допускал, чтобы крестьяне трудились на монастырь. Позже Сергий заменил «особожитие» на «общежительство». Жизнь строилась на полном равенстве. Всё должно было строиться на началах взаимной любви и единомыслия. Сергий отказывался верить в то, что он способен творить чудеса, но он обладал душевными качествами и особым даром, позволявшим ему видеть то, что было недоступно окружающим. Он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах, умея найти подход к каждому, не делая различий между князьями и крестьянами. Внешне Сергий ничем не отличался от своей братии. Жизнь Сергия Радонежского является примером для любого христианина. При этом он не поклонялся никаким пояскам, деревяшкам, гвоздям и т.д., не посещал регулярно церковь, не имел духовника, не проводил многочисленных церковных ритуалов, не посещал святых мест. При этом его святость не вызывает сомнений ни у кого. Против Сергия не выступают даже атеисты.

Получается, что для святости не нужны ни церковь, ни священники, ни святыни, ни соблюдение ритуалов. Нужно то, о чём проповедовал Иисус Христос. Нужна праведная духовная жизнь. Нужно соответствие слов и дел. Любой из князей считал бы за счастье подарить святому шёлковую рясу, драгоценности, богатые предметы культа, да только Сергий ничего этого не принял бы. Именно за это, если бы Сергий жил в современной России, то подвергался бы преследованиям со стороны руководства РПЦ и светских властей.

Окончательно православие раскололось в противостоянии Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Нил был сторонником скитского жития, пронизанного духом «умного делания». Он оставил монастырь и основал первый скит на Руси. Вскоре образовалось целое селение из скитов. Постепенно выработались внешние правила: всё общее- пища, одежда, труд; брат помогает брату; господствует любовь и взаимное повиновение. Общий закон- «нестяжательство». Нил не придавал особого значения внешней, обрядовой стороне, главным для него была правильная духовная жизнь иноков. Он учил духовному сопротивлению страстям, воспитанию нравственной стойкости. А Иосиф Волоцкий был сторонником внешней обрядности. Он был жесток, суров, непримирим, мог пойти на подлость. Иосиф утверждал, что в убийстве еретика нет греха, напротив, это означало «освятить руку». Его основная идея- стяжение церковное есть Божье стяжение. Эта идея противоречила учению Иисуса Христа, но очень понравилась церковным иерархам. И Собор 1503 года принял сторону Иосифа Волоцкого. И, как следствие, в 1504 году в Москве и Новгороде запылали костры с еретиками. Эта была не первая церковная расправа.

В 1157 году запылал первый костёр с еретиком. Во второй половине XIV века была массовая расправа с ересью стригольников. Эту расправу одобрил московский митрополит Фотий. Но только с Иосифа Волоцкого физические расправы над еретиками стали официальной политикой церкви. Эти расправы продолжились до 1785 года, когда на Волыни был казнён крестьянин Матвей Немирич. Это была последняя жертва церковного суда.

С Иосифа Волоцкого произошло разделение церкви на официальную материальную церковь и на истинную православную духовную церковь. Но и в официальной церкви не всё было благополучно. В XVII веке произошёл знаменитый раскол. Внутренние церковные дрязги разделили верующих на правильных и неправильных. Церковный Собор 1666 года всех неправильных староверов предали анафеме и объявили достойными телесной казни. Книги староверов сжигали, иконы уничтожали, самих староверов убивали. И как это деяние согласуется с учением Иисуса Христа? И кто являлись истинными православными: те, кто убивал, или те, кого убивали? Уничтожение святых книг, икон благословленное церковью не является святотатством? Разве действия официальной церкви не были оскорблением православия?

Следствием политики Иосифа Волоцкого было и поведение Петра Великого. Если царь является первым после Бога (а не равным всем остальным как учил Иисус), то является логичным, что церковь должна подчиняться царю. И Пётр Алексеевич ликвидировал патриаршество и тайну исповеди. Все священники были превращены в доносчиков. И как к этим нововведениям отнеслась официальная церковь? Она это смиренно приняла. Священник В.Рюминский в начале ХХ века писал, что русская церковь «с тех пор, когда Петром Великим окончательно было выработано её устройство… перестала быть тем, чем она должна быть по учению Христа,- собранием верующих. Она стала министерством духовной полиции, и духовенство сделалось не служителями церкви, не наставниками веры, а полицейскими чиновниками веры». Кроме того, церковь превратилась в крупнейшего крепостника. В соответствии с переписью 1742 года монастырям принадлежало более 900 тыс. крепостных душ, из них одна десятая приходилась на долю Троице-Сергиевской Лавры. И как к этому бы отнёсся сам Сергий Радонежский?

Феодосий и Сергий Радонежский положили начало русским монастырям. К 1917 году их стало 1025 (478 мужских и 547 женских) с общим числом монахов и послушников, достигающим 95 тысяч человек. И во что эти монастыри выродились? Процветали в русских православных монастырях такие пороки, как пьянство и разврат. В начале XVIII века новгородский митрополит Афоний в своем письме игумену Соловецкого монастыря отмечал, что в обителях «добрые старцы перевелись, а которые и есть, и те бражничают». Но всё это дело РПЦ и мирян не касается. Мирян касается то, что монастыри использовались в качестве мест заключения, куда заточали на многие годы «врагов веры и царя». В систему эти заточения вошли на Руси с середины XV века. Первоначально узников содержали под особым надзором в иноческих кельях. Позже появились каменные мешки, земляные тюрьмы и другие специальные помещения. Тюрьма Соловецкого монастыря часто была переполнена заключёнными. Даже в православных женских монастырях были тюрьмы. С середины XVII века по 1903 год на территории Московского царства и Российской империи действовало 15 тюрем при мужских монастырях и 9 женских тюрем при женских монастырях. Известны случаи, когда заключённые оставались в монастырской тюрьме по 50-60 лет. Узники карающего православия десятилетиями не видели неба и солнца, им не давали мыться и стричься. Часто несчастные годами даже испражнялись в своей одиночной камере. Узник Троицко-Селенгинского монастыря подпоручик Сибирского пехотного полка Родион Ковалёв просидел в кандалах, прикованный к стене, 25 лет. Когда его освободили, оказалось, что он ослеп от постоянной темноты и разучился говорить. Было ещё насильственное пострижение в монахи, что тоже не прибавляет чести РПЦ. При закрытии в 1919 году двух третей общего количества монастырей у них было изъято и передано в общенародное пользование: более 900 тысяч гектаров земли, 4248 миллионов рублей монастырских капиталов, 84 завода, 436 молочных ферм, 602 скотных двора, 1112 доходных домов, 704 гостиницы и подворья, 311 пасек и т.д. И когда тут монахам молиться Богу, и где здесь господство духовного над материальным? И всё это не оскорбление православия?

А что из себя представляло само священничество? Многие священнослужители были неграмотными, изучившие с голоса несколько молитв. Ростовский преосвященный Георгий Дашков в письме царю Петру с отчаянием сообщал, что в его епархии «чернецы спились и заворовались». А вот мнение самого царя: «Вот я и думаю, не всё обретается в Библии. Надо бы к десяти заповедям прибавить ещё одну- против лицемерия и ханжества. Сей грех, коим так щедро наделил господь пастырей наших, наипаче монашеский чин, все иные грехи в себе содержит. Посуди сам. Прелюбодей и разбойник могут и не ханжить, а вот ханжа может быть и тайным разбойником и прелюбодеем. Таковы ханжи и все монахи наши: льстят, о божественном рассуждают, а сами бездельники. Воистину, как в старой пословице: ни богу, ни людям». Самое удивительное в том, что эта фраза была сказана царём Феофану Прокоповичу. В царствование Екатерины II захватили в плен одну разбойничью шайку, в которой на 86 разбойников приходилось три священника, один дьякон и три дьячка. До введения метрических книг священники могли обвенчать за целковый или ведро водки кого угодно и поэтому довольно обычным делом было двоеженство и троеженство. И русский народ относился к священникам очень критически: «Святой боже пахать не поможет», «На бога надейся, а сам не плошай», «Бог-то бог, да сам не будь плох», «Кто богат, тот и свят», «Всё продаст дьяк за пятак», «Поп, что клоп: тоже людскую кровь пьёт», «Поп с живого берёт, мёртвому вернуть обещает», «Наш отец Тит и в великий пост блудит», «Отец Кирьян и в великую пятницу пьян». А вот что писал Герцен о русском крестьянине: «Священников он презирает как тунеядцев, как людей алчных, живущих на его счёт. Героем всех народных непристойностей, всех уличных песенок, предметом насмешки и презрения всегда являются поп и дьякон или их жёны». Вот характеристика крестьян Н.А.Добролюбовым: «Можно ли сказать, чтоб они очень уважали священников и причетников? Стоит послушать сказки народа и заметить, какая там роль даётся попу, попадье, поповой дочери и попову работнику, стоит припомнить названия, которыми честят в народе поповскую породу, чтобы понять, что тут уважения никакого не сохранилось». Но ведь это всё в прошлом. Так ли это? В современной России священник обвенчал двух геев; Алла Пугачева, сочетаясь четвёртым браком, венчалась в церкви; самоубийца Ирина Проховщикова была отпета в церкви и таких безобразий множество. Нет ничего такого, что не сделала бы РПЦ за деньги. Печальный итог превосходства материального над духовным.

Но все эти безобразия не имеют никакого отношения ни к христианству, ни к Иисусу Христу, ни к православию. Все эти безобразия на совести официальной церкви. Давайте сравним две группы людей. В одной будет Иоанн Кронштадтский, Победоносцев, Николай II, черносотенцы. В другой только Лев Николаевич Толстой, который был отлучён от церкви. И кто из них больший христианин и православный? Чья позиция ближе к учению Иисуса Христа? В современной России много разговоров ведётся вокруг объединяющей общество идеи. Такой идеей могло бы стать учение Иисуса Христа, так как в нём нет ничего, что отрицалось бы коммунистами, либералами, националистами и государственниками. Это учение могло бы объединить представителей различных конфессий. У этого учения существует практически единственный реальный противник- руководство РПЦ. В этом и заключается реальное оскорбление православия.

Куликовская битва.
Иван III.

Hosted by uCoz