После смерти Василия Тёмного в 1462 году московский престол занял его старший сын Иван Васильевич. Он стал соправителем ещё при жизни отца. Историки расходятся в оценке данного государственного деятеля, но именно на его долю выпало завершение процесса собирания русских земель и свержение татаро-монгольского ига. Это плюсы, а минусами являлось то, что благодаря Ивану III утвердилось на престоле потомство Софьи Палеолог и он стал дедом Ивана Грозного, что дрязги в правящей семье привели к живым кострам на Руси, что изменилась церковь и не в лучшую сторону.
В период раздробленности церковь сохраняла известную независимость в силу того, что она оставалась единственной общерусской организацией, которая связывала русский народ в единое целое. Церковь выступала посредником и судьёй в межкняжеских спорах. И ещё, церковь опиралась на поддержку вселенской православной церкви. После объединения русских земель под властью Ивана III и преобразования его удельной политики в национальную должна была измениться и роль церкви. После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия русские церковные иерархи выбрали в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру и поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима. В 1435 году Герасим погиб, а Иона опять отправился в Константинополь и опять зря. Митрополитом был утверждён грек Исидор. В апреле 1437 года новый митрополит прибыл в Москву.
В этот момент Византия находилась в очень сложном положении из-за угроз со стороны Османской империи. Император Византии был вынужден искать поддержки у европейских держав и вступил в переговоры с папой римским об объединении церквей. На Флорентийском соборе 1439 года была подписана уния с католической церковью. Митрополит Исидор принял активное участие в заключении этой унии. Весной 1441 года митрополит прибыл в Москву с грамотой Василию Темному от папы римского. Великий князь отказался признать объединение церквей и объявил Исидора еретиком. И получилось, что греки предали православную веру, а великий князь московский её защитил. В 1448 году поместный собор высшего духовенства в Москве утвердил Иону на митрополичьем престоле без санкции константинопольского патриарха. А с падением Византии в 1453 году узы зависимости московской митрополии от патриарха окончательно порвались и РПЦ стала автокефальной. Освободившись от опеки патриарха, церковь попала в зависимость от великокняжеской власти. А в самой московской митрополии было не всё гладко. Существовал Великий Новгород, который принял крещение вместе с Киевом, и новгородская религиозная мысль имела самые древние корни. Новгородская республика избежала татарского погрома, благодаря чему сохранила рукописное наследие древней Руси в неприкосновенности. За несколько веков самостоятельного существования республики в православии новгородского и псковского толка появились черты, отличавшие их от московского. Новгородцы и псковичи поклонялись своим чудотворцам и угодникам, крестились иначе, чем москвичи. Новгородская образованность порождала вольнодумство. Но истоки вольнодумства были из Пскова.
Движение стригольников зародилось в 1371 году в Пскове. Идейным лидером движения вначале был дьякон Карп. Сам Карп был стригольник, то есть он постригал новопоставленных дьяконов. При рукоположении всем кандидатам подстригали волосы на темени ( сейчас так делают в римско-католической церкви ). Этот обряд совершался при посвящении в чин дьякона. Вначале епископ собственноручно выстригал крест на голове поставляемого. Заканчивало всю процедуру пострижения определенное лицо, которое было специально для этого назначено (из духовенства). Это лицо и называлось стригольником. Документы свидетельствуют о том, что «Карп громко протестовал против церковных поборов, указывая на их полное противоречие с духом истинного христианства». При этом речь шла не только о плате за постановление в чин. Карпа лишили сана, прокляли и отлучили от церкви. В ответ Карп решил создать истинную христианскую церковь, которая базировалась бы на учении Христа. Вокруг Карпа группировались как недовольные клирики, так и свободомыслящие светские люди. В полном соответствии с учением Христа стригольники не признавали всей духовной иерархии. Они стремились вернуться к апостольским временам. Константинопольский патриарх Антоний, разбиравший учение стригольников, пришел к выводу, что еретики «оклеветали все вселенские соборы, патриархов, митрополитов, епископов, игуменов и попов». Обратим внимание на то, что глава константинопольской православной церкви в своем осуждении стригольничества не опроверг ни одного из его идейных положений. Трудно публично опровергать основные тезисы учения Христа. При этом, как правило, стригольники были лучше образованы, чем сторонники официальной церкви. Развернуться стригольникам не дали. Как только они стали проповедовать в Новгороде, местный архиепископ организовал над ними церковный суд. Было решено отлучить стригольников от православной церкви. В 1376 году Карп и дьякон Никита были утоплены в реке Волхов. Но идеи стригольников пали на благодатную новгородскую почву.
Великий Новгород находился в зоне интересов Литвы и Москвы. Сторонниками Москвы выступали в основном простые новгородцы, видевшие в московском князе прежде всего православного государя. А литовскую партию поддерживало большинство бояр и «лучших людей», которые стремились сохранить свои традиционные привилегии. В 1471 году новгородские власти заключили с Литвой договор, по которому король Казимир обязался защищать Новгород от Москвы и направить в Новгород своего наместника. Инициатором этого договора была вдова новгородского посадника Марфа Борецкая. Узнав о договоре Новгорода с Литвой, Иван Васильевич в мае 1471 года принял решение о походе на вольный город. При этом война с Новгородом была представлена как поход за веру против отступников. Московское войско возглавил князь Даниил Холмский. Литва не оказала помощи Новгороду. Авангард московских войск сначала сжёг город Руссу и на берегу озера Ильмень разгромил передовые новгородские отряды. 14 июля 1471 года на реке Шелони состоялось решающее сражение, в котором московские рати и их союзники псковичи наголову разбили новгородское ополчение. Потери новгородцев составили 12 тысяч человек, 2 тысячи попали в плен, Дмитрий Борецкий и ещё трое бояр были казнены. Победа была достигнута очень легко, потому что многие новгородцы сочувствовали москвичам, а полк новгородского архиепископа вообще не принял участия в бою. Новгородские власти сдались на милость победителю, а московский князь простил отступников, взяв с них 15,5 тысяч рублей выкупа. Новгород с этого времени признавал себя отчиной Ивана III, а новгородские власти полностью отказались от каких-либо сношений с Литвой.
Но смуты в Новгороде продолжались, и новгородцы жаловались великому князю на обиды. Это дало повод Ивану Васильевичу выехать в Новгород 23 ноября 1475 года в сопровождении большой свиты под видом справедливого судьи, защищающего обиженных. Были произведены аресты ряда новгородских бояр. Новгородцы продолжали ездить в Москву за правдой, и Иван III потребовал прямого управления Новгородом из Москвы и ликвидации его самостоятельности. Новгородцы отказались подчиниться. Тогда московские войска в январе 1478 года осадили Новгород, который вскоре капитулировал. Вечевой колокол и семья бояр Борецких были увезены в Москву, посадничество ликвидировано, а управлять городом стали московские наместники. Великий князь не стал налагать опалы на новгородцев и не принимал крутых мер против них, но потребовал себе волостей и сёл в Новгороде. После длительного торга новгородские бояре предложили государю десять крупнейших церковных волостей. Через год Новгород попытался опять восстать. Тогда Иван начал с новгородцами крутую расправу. Владыка новгородский Феофил был взят и отправлен в Москву, а взамен его был прислан в Новгород архиепископ Сергий. Много новгородских бояр было казнено, ещё больше было переселено на восток, в московские земли. Все «лучшие люди» Новгорода были выведены из города, а земли их были взяты на московского князя и розданы московским служивым людям. Таким образом совсем исчезла новгородская знать, а с ней исчезла и память о новгородской вольности. А «меньшие люди» были избавлены от боярского гнёта и положение их улучшилось. Псков пока сохранил своё самоуправление, ни в чём не выходя из воли великого князя. Чем была вызвана такая жестокая расправа с новгородской знатью?
Ещё не закончил Иван Васильевич своих дел с Новгородом, как перед ним замаячило татарское вторжение. В то время, когда Москва собирала русские земли в единое государство, орда переживала период распада. Хану Ахмату с трудом удалось положить конец смуте и возродить сильную власть. В 1472 году он совершил набег на русские земли, но сумел только спалить Алексин. Все попытки переправиться через Оку были отбиты русскими ратями. Именно с этого момента Иван III перестал выплачивать выход орде и начал переговоры с Крымом о союзе против Казимира и Ахмата. В 1473-1475 годах продолжался обмен послами с Ахматом. В 1476 году посол хана приехал в Москву с требованием к московскому князю явиться в орду. Иван отказался. В 1480 году хан Ахмат повторил попытку подчинить Москву, которая закончилась «стоянием на реке Угре». Если верить церковным источникам, то великий князь проявил трусость, и только заступничество богородицы и настойчивость церковных иерархов спасли Русь от очередного бедствия. Так ли это? Хана Ахмата подтолкнул к войне с Москвой литовский король Казимир, пообещав татарам военную помощь. Время было выбрано очень удачно: немецкие рыцари терзали Псков, Новгород продолжал бунтовать, да ещё и братья Ивана Васильевича затеяли распрю из-за того, что с ними не поделились новгородской добычей. В июле 1480 года московская рать заняла переправы через Оку. Более двух месяцев Иван III ждал татар на Оке. Хан Ахмат провёл это время в полном бездействии вблизи московских границ. Затем в конце сентября татары вступили в пределы Литвы. Московские полки последовали за ними, прикрывая границу, которая теперь проходила по реке Угре. Русские полки растянулись на 60 вёрст, прикрывая переправы через Угру и Оку. В начале октября начались бои за переправы, которые длились около четырёх дней. Все атаки татар были отбиты, и началось знаменитое «стояние на Угре». Татары начали разорять литовские земли. Иван Васильевич в это время начал готовить Москву к обороне, что и было воспринято многими как трусость великого князя. Трусости не было. Просто в это время перевес сил был на стороне Ахмата, и великий князь готовился к самому плохому исходу противостояния. Из Москвы была вывезена княжеская казна, город покинула Софья Палеолог с малолетними детьми. 26 октября Угра покрылась льдом. Теперь её можно было перейти в любом месте. В это время Иван Васильевич затеял мирные переговоры с ханом. Опять трусость? Я думаю, что к этому времени силы русских и татар сравнялись, и оба правителя тянули время. Ахмат ждал поддержки от Литвы, а Иван III- подхода удельных полков князей Андрея и Бориса. Литва не поддержала татар, и с подходом русских удельных полков они вынуждены были бежать в степь. Великий князь московский одержал великую победу без кровопролитного сражения, сумев заключить мир со своими братьями. Почему церковь постаралась оклеветать Ивана III?
Архиепископ Сергий провёл в Новгороде менее года. Он поддержал конфискации Ивана III, чем навлёк презрение новгородцев. Сергий не смог управлять епархией по причине психического расстройства. В Москве много толковали о том, что новгородцы у него ум отняли волшебством. На владыку нашло «изумление», и на время он лишился дара речи. Правда, вернувшись в свой Троицкий монастырь, «немощный» Сергий пришёл в себя и прожил ещё двадцать лет. На новгородское архиепископство Иван III распорядился поставить чудовского архимандрита Геннадия Гонзова. По словам осведомлённого ростовского летописца, чудовский архимандрит получил архиепископство за две тысячи рублей. Новый владыка поддерживал беззаконные действия властей, чем восстановил против себя новгородцев. Среди противников Геннадия выделялся старец Захарий из псковского Немцова монастыря. Противники обвиняли друг друга в ереси. Геннадий объявил Захария стригольником и велел сослать его в заточение «в пустыню на Горнечно». Но Иван Васильевич отменил этот приказ и велел отпустить Захария в Псков. Находясь в Новгороде, архиепископ Геннадий узнал о католической инквизиции, которая привела его в восторг. Он решил у себя повторить католический опыт. Пользуясь пьяными речами двух священников, новгородский архиепископ устроил дознание. Людей, в основном духовного звания, хватали, обвиняли в ереси, потом пытали, добиваясь признания. Имущество обвиняемых Геннадий присваивал себе. Но владыка понимал, что все его обвинения в ереси вилами на воде писаны. И он объявил, что его враги являются тайными приверженцами иудаизма и ересь все приняли от общего вероучителя. В 1471 году, утверждал Геннадий, в Новгород приезжал литовский князь Михаил, с ним приезжал некий «жидовин еретик», от которого и распространилась ересь по земле новгородской. Можно смело утверждать, что архиепископ был хоть и подл, но умён. Ересь стригольников была недоказуема. Более того, стригольники были ближе к учению Христа, чем официальная церковь. Проблема решается очень просто, если еретиков выдать за приверженцев иудаизма. Материалы данного расследования были предъявлены церковному собору в 1490 году. Обвинения в ереси не подтвердились, так как никто не был осуждён на смерть. Обвинения в приверженности иудаизму также не подтвердились. Некоторые обвиняемые пострадали, большинство из них были новгородскими священниками. Но оказалось, что сторонники иного православия есть не только в Новгороде, но и в Москве. И среди них оказались наследник престола Иван Иванович, его жена и даже митрополит Зосима, который занял митрополию 26 сентября 1490 года. Да и сам государь не выступил против обвинённых в ереси. Почему?
Иван III присоединял владения мелких удельных князей, которые «били челом» великому московскому князю, чтобы он принял их себе на службу. Так в 1463-1468 годах было присоединено Ярославское княжество, в 1474 году- Ростовское. После падения новгородской республики настала очередь Твери, земли которой были присоединены к Москве в сентябре 1485 года. Последние рязанские князья, братья Иван и Фёдор, были родными племянниками Ивана Васильевича. Московский князь фактически правил Рязанским княжеством вместо них. Служилые князья Литовского государства, имевшие владения на границах с Москвой, постепенно переходили на службу к великому московскому князю и передавали ему свои земли. С 1485 года Иван III стал именоваться государем всея Руси. Территория государства значительно увеличилась и её нужно было защищать, а на границах находились не ослабленные удельные княжества. Русь стала граничить со Швецией, немецкими владениями в Прибалтике, с Литвой и остатками Золотой Орды. Для удержания такой территории нужна была сильная армия, а основу этой армии составляла дворянская конница, которая нуждалась в поместьях. А где взять новые земли?
Значительные земельные ресурсы были получены за счёт конфискаций в Новгороде. В споре за них столкнулись интересы великого князя и высшей московской аристократии. Дело дошло до казней. Новгородские земли были разделены на поместья и розданы дворянам. А где ещё взять земель? Значительные земельные ресурсы были у церкви. XIV-XV века были временем расцвета русских монастырей. Одни из них превратились в крупных землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустынь. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели аскетический образ жизни. Богатые монастыри вели торговлю, занимались ростовщичеством, а полученные деньги тратили на приобретение новых земель. Росту земельных владений способствовали и пожертвования богомольцев. Всякий мог сподобиться вечного блаженства через посмертную молитву, а молитва иноков самая эффективная, поэтому не надо скупиться на пожертвования в пользу монастыря. На помин души жертвовали хлеб, скот, платье, церковные вещи и недвижимость, которая считалась самым надёжным залогом. Монахи назначали всё более крупные суммы за внесение имени умершего в монастырские поминальные книги- синодики. Против монастырских землевладений и выступали стригольники и их последователи. Против выступали и нестяжатели во главе с Нилом Сорским. Монастырские земли привлекали и государя всея Руси.
В 1499 году Иван III провёл очередную конфискацию церковных земель в Новгороде с одобрения митрополита Симона, несмотря на противодействие архиепископа Геннадия. В 1503 году состоялся собор, где уже рассматривался вопрос об изъятии земель у московских монастырей. Но церковникам удалось отстоять своё имущество из-за болезни Ивана Васильевича. Согласно преданию, у государя отнялись рука и нога, когда он спорил из-за церковных земель. Иван III отступил, но уже в 1504 году расправился с архиепископом Геннадием, который активно возражал ему на соборе. 1 июня владыка был увезён в Москву, 26 июня отрёкся от архиепископского сана и был отправлен в монастырь. Инициатором новых гонений на еретиков стал Иосиф Волоцкий. В конце 1504 года собор для суда над еретиками был созван.
Иосиф Волоцкий продолжил мифотворчество Геннадия Гонзова о происхождении новгородской ереси. Ему даже стали «известны» некоторые подробности. Оказалось, что иудея звали Схария, у него было два помощника Иосиф Шмойло и Моисей Хануша. Еретиков Иосиф обвинил в двурушничестве: перед священниками еретики прикидываются православными, зато простых людей соблазняют «жидовством». Иосиф Волоцкий своего добился: 27 декабря 1504 года Иван Волк-Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов были сожжены в деревянном срубе. В феврале 1505 года в Новгород приехал новый владыка Серапион, и костры запылали на новгородской земле. Почему Иван III допустил расправу? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Первая жена Ивана Васильевича, тверская княжна Мария Борисовна, умерла в 1467 году, оставив сына Ивана Ивановича «Молодого». В 1472 году из Италии в Москву приехала Софья Палеолог, племянница последнего константинопольского императора. Софья стала второй женой великого московского князя и в 1479 году родила сына Василия. В 1490 году умирает Иван Молодой. Смерть очень странная. Якобы Иван Иванович болел подагрой и его лечил иноземный медик. Когда больной умер, медика казнили. А может быть наследник был отравлен Софьей? Об этом можно только догадываться. Но после Ивана Молодого остался сын Дмитрий и его жена Елена Стефановна «Волошанка» . Высшая аристократия раскололась: часть выступала за внука, часть- за сына Софьи Палеолог. Традиция была за Дмитрия Ивановича, за него было и высшее московское боярство. Но из-за расширения границ государства боярство пополнилось новыми членами за счёт удельных князей и их бояр. Это новое боярство конфликтовало со старым. Возможно, что оно поддерживало Софью Палеолог. Оба части интриговали друг против друга. Сначала под опалу попала Софья и Дмитрий был венчан на царство в 1498 году. Несколько человек было казнено. Но вскоре в 1502 году после падения старого боярского руководства всё переменилось. Иван III приказал заключить под стражу Дмитрия и его мать Елену Волошанку, а через несколько дней посадил на великое княжение Владимирское и Московское сына Василия. Перемена опять сопровождалась казнью и опалами. Для Ивана Васильевича было очень удобно связать расправу в своей семье (явно несправедливую) с борьбой с еретиками.
Кроме того, Иван III был болен и чувствовал приближение конца, а официальная церковь гарантировала вечное блаженство через посмертную молитву. Стригольники и их последователи такой гарантии не давали. Можно понять человеческую слабость Ивана Васильевича.
Отдельно следует рассмотреть внутриродовые разборки Ивана Васильевича. После его вступления на престол у него было четверо родных братьев (трое братьев умерли раньше). Каждый из них имел свой удел, где являлся полновластным правителем. Юрий Меньшой правил в Серпухове, Дмитрове, Можайске и третьей части Москвы. Андрею Большому достались Углич и Звенигород. Борис княжил в Волоцке, Ржеве и Рузе. Андрей Меньшой правил в Вологде. Была ещё жива и их мать Мария Ярославна. Иван Васильевич был первым среди равных, но желал быть единственным. Присоединяя другие княжества и земли, он не желал делиться со своими братьями. Более того, он направил во все крупные города своих братьев представителей, которые осуществляли надзор.
В 1473 году умирает Юрий Меньшой, и Иван отказался делить его удел по справедливости, а забрал всё себе. Борис и Андрей Большой подняли шум и пожаловались матери, попросив её быть посредницей в споре с Иваном. Мария Ярославна приняла точку зрения младших братьев. А Андрей Большой стал делать многозначительные намёки по поводу смерти Юрия Меньшого. Смерть Юрия действительно была странной. Ему было 32 года и он был крепок здоровьем, но заболел и скончался в течение одних суток. Иван III пошёл на попятную: отдал Борису Вышгород, а Андрею Меньшому Тарусу. Но Андрей Большой не получил ничего. При присоединении Новгорода братья опять ничего не получили, но пока смолчали. Разрыв между братьями произошёл в 1479 году, когда ближний боярин Лыко-Оболенский воспользовался старинным правом отъезда от одного господина к другому и перебрался на службу к Борису. Иван III попытался вернуть своего боярина. В итоге Борис и Андрей Большой договорились идти на старшего брата войной. Официальная причина- новгородское наследство. Войну удалось предотвратить вмешательством митрополита Геронтия и Марии Ярославны. Но братья вынуждены были признать Ивана III господином.
В 1481 году умер Андрей Меньшой. Его удел Иван Васильевич включил в свои владения, никто не решился возражать. А после смерти Марии Ярославны никто больше не мог сдерживать московского князя. В 1491 году Иван пригласил Андрея Большого в Москву на пир и прямо во время пира велел заковать его в кандалы. Одновременно были схвачены и сыновья Андрея- Иван и Дмитрий. При этом Иван давал клятву, что никогда не тронет Андрея Большого. Андрея содержали строго, и через два года он умер. Иван умер в 1523 году, Дмитрий- в 1540. Существует версия, что Бориса старший брат заставил принять яд, угрожая отобрать удел (в итоге земли достались сыновьям Бориса). Так были обрублены боковые ветви правящей династии, что обернулось пресечением рода Рюриковичей.
В апреле 1487 года из Нижнего Новгорода в поход на Казань вышло русское войско численностью около 20 тыс. человек. Казанское войско под командованием хана Ильхама не смогло оказать достойного сопротивления и 18 мая отступило в город. Русские построили вокруг города вал и частокол. На валу были установлены пушки, которые обстреливали Казань чугунными ядрами. Через несколько недель город сдался. Свергнутого хана отправили в Вологду. Казанские ханы теперь были обязаны при вступлении на престол заключать с великим князем договор, давая слово не воевать против него и охранять интересы русских людей, проживавших в ханстве. 24 июня 1505 года Казань восстала. Русские были перебиты или брошены в темницы. Казанцы объединились с ногайцами в грозную армию в 60 тыс. человек и напали на русские города. В сентябре они осадили и сожгли Нижний Новгород.
27 октября 1505 года Иван III умер. В историю он вошёл под именем Ивана Великого.